Театр начинается со зрителя. В чём особенности иркутской публики?

Две железные кровати, застеленные клетчатыми старыми пледами, тумбочка, пара табуреток и деревянный стол, который во время спектакля несколько раз с грохотом перевёрнут, – вот нехитрые декорации будущего спектакля «Чморик», который уже два месяца репетируют артисты Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Можно сказать, что его премьера уже состоялась. 10 марта зрители впервые увидели постановку, но не полностью, а лишь зарисовку будущего спектакля. Из шести картин публике показали пять, оставив в тайне финал. Дело в том, что пьеса стала первым проектом лаборатории современной драматургии «Другая сцена – другие спектакли», которую запустили в театре. Это сделали для того, чтобы вовлечь зрителей в репетиционный процесс, ведь именно они, познакомившись с материалом, теперь решают, стоит режиссёру и актёрам продолжать работать над ним или лучше заняться поисками другого произведения. Попробовали спектакль на вкус Понятно, что Чехова и Шекспира никто предварительно оценивать не станет: классика уже прошла проверку временем. Пробовать на зрителях решили творения современных авторов. «Есть книжка под названием «Драматурги времён Островского». Зачастую авторы поры Александра Николаевича в своё время были гораздо популярнее, чем он сам, но сегодня о них уже никто не помнит. Каждая эпоха оставляет на века всего лишь нескольких великих имён. Как сегодня понять, кто из наших современников встанет в один ряд с Островским? Только путём проб и ошибок. Чтобы проб было больше, а ошибок меньше, мы и придумали лабораторию: нам чрезвычайно важен диалог со зрителем. Самое интересное будет происходить после показа», – сказал главный режиссёр театра Станислав Мальцев. Он-то и ставит «Чморика» по пьесе современного автора Владимира Жеребцова. Действие в ней происходит в 80-х годах в воинской части недалеко от космодрома «Байконур». Главные герои – солдаты, проходящие срочную службу, в том числе чморик – новичок, не самый приспособленный к реалиям казармы. «Армия – удивительный институт, но этот спектакль не только о ней. Армия здесь – это своеобразный стеклянный колпак, которым накрыли часть общества, чтобы как под увеличительным стеклом наблюдать, что происходит с людьми, как раскрываются их плюсы, минусы, достоинства, недостатки. Это полезная работа, очень хочется, чтобы она была в репертуаре», – сказал после один из зрителей. Большинство его «коллег», которые также пришли «попробовать» спектакль, с ним согласились, дав режиссёру несколько советов. Например, попросили пересадить одного из главных героев, который делает тяжёлый выбор, на другую точку на сцене, чтобы можно было лучше рассмотреть его эмоции. Лаборатории режиссёр пообещал проводить регулярно, открывая публике не только зарисовки спектаклей, но и подготовку на более раннем этапе: например, читку пьесы актёрами. Дружба через Грибоедова Между тем общаются иркутские зрители с театром не только во время спецпроектов, но и просто так. К примеру, иркутянка Роза Соломатова, которая увлекается искусством Мельпомены несколько десятилетий (ещё со школьной скамьи), в начале этого года подарила охлопковцам раритетное издание о жизни и творчестве Александра Грибоедова, выпущенное в Ленинграде в 1955 году. Розе Марковне было всего восемь лет, когда книга попала в дом её семьи. «Мой папа – известный в Иркутске юрист Марк Бортновский собирал домашнюю библиотеку, в которой каким-то образом оказалась и эта книга. Я бы не сказала, что современным детям это издание сильно интересно: внуки прошли произведения Грибоедова в школе – и на этом всё. Я где-то услышала, что театр готовит спектакль по пьесе «Горе от ума», и решила передать книгу в дар, чтобы она осталась в надёжных руках, как память о моей семье. Знаю, что режиссёр спектакля уже «изъял» её в поисках вдохновения. В ней очень много иллюстраций, в том числе фотографий постановки, которая шла в прошлом веке в Ленинградском театре», – рассказывает иркутянка. Она говорит, что сейчас ходит в иркутские театры достаточно часто – как минимум раз в месяц, частенько берёт с собой внуков. «Несколько лет назад, когда внук учился в пятом классе, мы ходили с ним на постановку «Князь Игорь», которую привозили в Иркутск артисты Бурятского театра оперы и балета. Через какое-то время учительница музыки спросила у его класса, кто когда-нибудь слушал оперу, и мой внук был единственным, кто поднял руку. Сейчас ребята довольно часто ходят в театр вместе с классным руководителем», – говорит Роза Марковна. Она считает, что именно школа сегодня может привить детям любовь к театру. Она сама в юные годы заинтересовалась пьесами благодаря учителю русского языка и литературы, который даже устраивал ученикам встречи с артистами. Кстати, интересно, что Роза Марковна, любительница искусства, по профессии – энергетик, работала в проектном институте. «Издеваетесь над Пушкиным?!» Молодёжь – основная аудитория Черемховского драматического театра имени Гуркина. По крайней мере, когда спектакли показывают в самом Черемхово. Театр много гастролирует по области, и в разных городах публика разная, но, как говорит завтруппой – артистка театра Яна Кощеева, принимают черемховцев везде доброжелательно. Особенность её театра – большое количество спектаклей современных авторов, на которые зрители реагируют по-разному. «У нас есть пьеса Олега Богаева «Марьино поле». Это новая драма, которую с большим удовольствием смотрят все – от мала до велика. Другой спектакль – «Наташина мечта» молодёжь воспринимает на ура, а на взрослого зрителя мы рискнули показать его только один раз. Эксперимент вроде бы удался, но была такая опасность, что не срезонирует. Там поднимается очень острая тема становления подростка, первой любви, а старшее поколение не очень хорошо понимает саму проблему влюблённости девочки-подростка во взрослого, потому что знает – так не должно быть», – рассказывает Яна Валерьевна. Она добавляет, что встречается и такая категория зрителей, которые сложнее воспринимают что-то новое. К примеру, в репертуаре черемховцев есть спектакль «Барышня-крестьянка», на просмотр которого также пригласили учеников с педагогами. «Казалось бы, классика, Пушкин. Там ни одного добавленного слова нет, как нет и джинсов на сцене. Единственное, задан особенный жанр – игра в эпоху. Как мы сегодня видим то время, как люди разговаривали, из-за чего ссорились, как мирились. Некоторые взрослые после показа встали и сказали, что это издевательство над Пушкиным», – продолжает актриса. Но, несмотря на то что взрослая публика, бывает, критикует, Яна Валерьевна уверена, что сложнее всего играть перед детьми. «Взрослый человек, приходя в театр, волей-неволей принимает условия игры, которые ему диктуют режиссёр и актёры со сцены. А ребёнка не обманешь. Если ему не интересно, скучно или он не верит в то, что происходит, он не будет смотреть даже из вежливости, станет крутиться и тянуть маму домой. Мне из-за этого играть трудней, хотя и интереснее тоже. Для ребятишек, во-первых, важно работать честно и с такой же самоотдачей, как во время самого сложного вечернего спектакля. А во-вторых, никогда «не приседать» перед юным зрителем и не сюсюкать. С ними нужно разговаривать как со взрослыми», – говорит Яна Кощеева.