20 лет спустя: «Капитанская дочка» вновь на сцене оренбургского театра

Уже на следующей неделе оренбуржцы вновь увидят «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», в постановке областного драматического театра. Это уже вторая интерпретация «Капитанской дочки» и «Истории Пугачевского бунта» режиссера-постановщика Рифката Исрафилова. Впервые спектакль по произведениям русского гения о Крестьянской войне на оренбургской сцене ставили в 1999 году. Теперь, 20 лет спустя, зритель увидит совершенно новую постановку. Она посвящена 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 275-летию Оренбургской губернии. Корреспонденту ProOren удалось побывать на репетиции спектакля и понять, какие же принципиально новые черты он приобрел. Мы попали на прогон самой кульминационной сцены спектакля, когда смутьяны врываются в дом Гриневых и устраивают кровавую расправу. Артисты прорабатывают актерскую игру и сценическое движение. Работу актеров корректирует балетмейстер Олег Николаев, а режиссер постановки наблюдает за происходящим со стороны, периодически вмешиваясь в процесс и внося свои ремарки. Спустя 20 лет на сцене областного театра не возобновленный спектакль, а уже совершенно новый. С другими акцентами, сценами и артистами, разумеется. Однако ценности и идеи все те же – беречь честь смолоду. «Мы не возобновляем старую постановку, а ставим заново, потому что время диктует другие задачи и проблемы. Я думаю, этот вариант понравится зрителям. Спектакль о милосердии, чести и достоинстве человека, который при любых, даже катастрофических условиях сохраняет в себе эти высокие качества», - поясняет Рифкат Исрафилов. Репетиция проходит довольно напряженно – спуску артистам балетмейстер не дает. И это понятно – на носу премьера, приуроченная к важным историческим датам. Предыдущая постановка с успехом шла много лет, сделать новую интерпретацию хоть немного хуже просто нельзя. Зрителю уже есть с чем сравнивать. Репетиции могут продолжаться бесконечно, даже если рабочее время давно закончилось. В театре об этом никто не думает. Олег Николаев начал работать с оренбургской драмой в 1999 году. «Капитанская дочка» стала их первым совместным творческим детищем с Рифкатом Исрафиловым. «Время прошло – поменялись люди, история, государство. Произошли коренные перемены, которые мы не могли не учесть. Изменилось понимание Пушкина. Мы меняемся, мир меняется, и спектакль тоже должен меняться», - считает балетмейстер. Предводителя Крестьянской войны Емельяна Пугачева в спектакле играет заслуженный артист РФ Борис Круглов. Интересно, что в постановке 1999 года актер был в роли Петра Гринева. На вопрос о том, какой образ ближе, артист отвечает как профессионал. «Каждый актер оправдывает свою роль. Это наша работа – искать что-то интересное для себя в каждом образе. Сейчас мне комфортнее в роли Пугачева, потому что уже прошло какое-то время. За 20 лет и опыта больше появилось, и в профессии уже гораздо больше разбираешься», - отметил актер. «История Пугачевского бунта», «Капитанская дочка» - все эти произведения имеют прямое отношение к Оренбургу. Именно здесь произошли все ключевые события Крестьянской войны. «Сейчас даже абитуриенты актёрского факультета не могут ответить на простой вопрос – что же написал Александр Сергеевич Пушкин», - сетует режиссер. - Именно поэтому в репертуаре театра обязательно должно быть такое произведение, напоминающее о нашем историческом прошлом и вечных ценностях. Сегодня это особенно важно. Премьерные показы спектакля «Капитанская дочка» состоятся 27-29 марта. Билеты можно купить в кассе театра или забронировать бесплатные на сайте культурной платформы «АРТ-ОКНО».

20 лет спустя: «Капитанская дочка» вновь на сцене оренбургского театра
© ProOren