Войти в почту

Возвращение реальных пацанов. Самая народная комедия 2010-х снова в эфире

На канале ТНТ 25 марта стартует новый сезон «Реальных пацанов» — мокьюментари-ситкома, который сумел вывести локальную пермскую специфику и галерею местных персонажей на уровень общероссийского хита. «Лента.ру» разбирается, за счет чего сериалу удалось стать главной народной телекомедией 2010-х. Фабула проста: главный герой рассказывает о жизни, и заодно, спотыкаясь, плутая и падая, пытается двигаться по пути к хорошей жизни. Попавшийся на краже канализационных люков Николай Наумов, он же Колян (персонаж из известной команды КВН, по большому счету, переехал в реалии «Пацанов» прямо со сцены), отделывается легким наказанием — и клянется впредь запечатлевать на камеру свое новое существование. Конечно, зритель быстро сообразит, что эта игра в реалити-шоу условна — что подлинной реалистичности происходящего на экране не помешает. Кажется, даже актеры здесь не играют, но живут в кадре — и в самом деле, при кастинге «Пацанов» избегали профессиональных артистов. Идя по стопам Луиса Бунюэля, Робера Брессона и Брюно Дюмона (к слову, совершенный им в последние несколько лет переход к отчаянной, даже запредельной комедийности не так уж и далек по своей бесцеремонности и дерзости от злоключений пермских пацанчиков), знаменитых в том числе своей любовью к работе с непрофессиональными актерами, режиссер «Реальных пацанов» Жанна Кадникова при этом еще и поместила свой проект в рамку мокьюментари (то есть художественной псевдодокументалистики). Эта форма сработала — в каждой новой серии оправдывая и легитимизируя все более лихие вторжения абсурда в до боли узнаваемые реалии пермского житья-бытья. Парадокс в том, что именно такой формат — то есть притворяющийся документалистикой — вообще-то еще более сложен для точного, правдивого осуществления, чем классический нон-фикшн или, напротив, традиционная игровая постановка; особенно — в виде сериала с его необъятным хронометражем. Поэтому тот факт, что «Реальным пацанам» удалось его удачно реализовать, — заслуга, прежде всего, филигранной режиссуры. Более того — «Пацанов» при всей их народной популярности и легкости комедийного жанра можно смело считать подлинно авторским проектом. Даже актеров Жанна Кадникова набрала на проект исключительно из знакомых, в первую очередь, по Пермскому институту культуры и искусств: именно там учились Антон Богданов (Антоха), Валентина Мазунина (Валя), Зоя Бербер (Лера) и Владимир Селиванов (Вован). Причем никто из них на момент начала работы над сериалом еще не успел из заведения выпуститься. Сериал стал первым серьезным испытанием для этих артистов — и Кадниковой удалось найти для их существования в кадре тот язык, на котором истории отношений, взлетов и провалов их персонажей звучали бы органично. Рискнул и канал ТНТ, поставивший во многом полагающийся на локальную специфику и задействующий неизвестных артистов проект в прайм-тайм. Эта ставка на органику и правдоподобие сработала уже на первом сезоне. Трюк, осуществленный Кадниковой и ее артистами, заключался в том, что они, по большому счету, вовсе не играли. Актеры попросту жили под камерами в заданных условиях, самостоятельно придавая каждому персонажу индивидуальности: от мимики до интонаций, от жестикуляции до фирменных фразеологизмов. Внимательная к деталям Кадникова небанально (но и без чрезмерной театральности) выстраивала мизансцены, раскрепощала своих героев и следила за тем, чтобы они не уходили в актерство в худшем, замшело-мхатовском понимании этого слова. Им просто надо было быть собой — неслучайно имена персонажей почти повсеместно совпадают с именами исполнителей ролей. Неудивительно, что ТНТ сразу же продлил «Реальных пацанов» на несколько сезонов — более того, те же достоинства, от органики до баланса между реализмом и абсурдом, сериалу удается сохранять до сих пор, оставаясь при этом верным локальной пермской специфике. Именно место действия дало «Реальным пацанам» фундамент — узнаваемый пермский культурный слой, проявляющийся в сериале не только на уровне пейзажа, но и, например, говора и лексики. «Так-то да», «рукожоп», «сыночка сраная», «свинота», «финита ля комедика» — фирменные выражения героев сериала разошлись на цитаты так быстро, как будто речь идет не о сериале из 2010-х, а о гайдаевской комедии советских времен. Причем звучат эти уральские афоризмы настолько аутентично, что вопрос, были ли они прописаны в сценарии или перекочевали на экран из повседневного лексикона артистов, остается открытым и сейчас. Ответ на него, конечно, не так уж и важен: Кадникова в любом случае дала каждому из участников своего проекта свободу вылепить своего персонажа на основе собственного жизненного опыта, специфики речи и регионального колорита. Вот Валя и Маша — почти тургеневские русские девушки, которые жаждут любви, но вряд ли когда-нибудь узнают, как она выглядит и где ее искать. И так далее: чудаковатый лох, терпила-участковый, кавказец-страдалец и прочие униженные и оскорбленные, обидчики и обиженки — вся современная Россия в лицах. Перенести эту живую галерею образов пытались и пытаются многие — но, кажется, только «Реальным пацанам» удалось не только их изобразить, но и свести воедино в полотне почти босхианского сочетания жуткого и смешного. Новый сезон «Реальных пацанов» выйдет на ТНТ 25 марта

Возвращение реальных пацанов. Самая народная комедия 2010-х снова в эфире
© Lenta.ru