Влад Маленко: Поэт не может находиться только там, где конфетки и девочки
Руководитель Московского театра поэтов Влад Маленко широкой аудитории больше знаком как телеведущий и актер. Но он же поэт, причем настоящий! О поэзии «Вечерка» с ним и поговорила. — Московский театр поэтов долго скитался... — Нас приютил Центр драматургии и режиссуры! Это подвиг, конечно, с их стороны. Потому что все щенки с зубами… потому что нам нужно свое пространство. Департамент культуры Москвы помогает нам, но еще не решился на полное доверие. Мы такие… как бы неродные детки. Пушкину, помните, дали камер-юнкера, а не более высокое звание… Пушкин терпел и нам велел. У меня есть предчувствие, что в этом году все изменится в лучшую сторону. — В чем видите вашу задачу? — Я не знаю, выживет ли настоящая поэзия в пору сетевых скоростей. Как только она станет индустрией — все, конец, финита ля поэзия… И мы исследуем этот период, который выпал всем нам. Исследуем на театре. И зовем зрителей к нам в собеседники. — Как начинался Театр поэтов? — В какой-то момент, после ухода из «Театра на Таганке», которому я отдал 20 лет, мне нужно было физически себя вытащить. Тогда мне вслед кричали: «Этот выживет! Но вернуться мы ему не дадим! Хватит с него! Хватит его романа театрального с Любимовым! Не допустим!» И тогда я воспользовался алгоритмом Михаила Булгакова: создал свою коробочку, увидел ее, оживил в ней персонажей и стал сам себе театром, зоопарком, городком. И это меня спасло. А театр... Не хочу быть в числе охающих и ахающих, что все пропало, прошло и стало хуже. Школа Любимова в том, чтобы идти дальше и строить свое, отличное от того, что уже было. Не забывая ни о чем. Вот мы сейчас с моим другом, великим пианистом Борисом Березовским делаем новый проект внутри театра Калягина. Он называется «Город Калягинск». Тут и юмор, и театральная игра, и музыка высокая, и поэзия… — Вы еще создатель и руководитель Фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест». Это так важно для вас? — Вот это, пожалуй, самое главное! «Филатов Фест» назван в честь поэта и актера Леонида Филатова. Уже стартовал пятый, юбилейный сезон! Возрастной ценз у нас — от 18 до 30 (с прошлого года до 35) лет. Мы твердо уверены: в первую очередь надо глядеть в будущее русской литературы. У нас прекрасное жюри, каждый год состав меняется, это Максим Замшев, Игорь Волгин, Евгений Рейн, Елена Исаева, Анатолий Белый, Михаил Довженко, Вадим Степанцов, Александр Вулых, Всеволод Емелин, Надеж да Михайлова, Андрей Щербак-Жуков, Михаил Борисов и другие достойные люди. Участники фестиваля смогли завоевать денежные гранты на реализацию собственных творческих проектов и успешно воплотить их в жизнь. Многие приняли и принимают участие в акциях и концертах Московского театра поэтов. Наш фестиваль — настоящий социальный лифт для молодых поэтов со всей страны. Многие из тех, кто не верил в реальность своей творческой реализации, сегодня уверенно движутся к достижению своих целей — это «Филатов Фест» стал для них отправной точкой, способом поверить в себя. — Вы были в горячих точках. Как это повлияло на стихи? — После знакомства с прекрасным и отважным Сергеем Говорухиным, сыном режиссера и тоже режиссером, но документалистом, я попал туда, где стреляют. Какое влияние это оказало на буквы и слова? Не знаю… Но это традиция литературы. Поэт не может находиться только там, где конфетки и девочки. СТИХИ НА СЦЕНЕ Московский театр поэтов — объединение поэтов и актеров под руководством Владислава Маленко. Театр организует городские акции, устраивает поэтические представления, спектакли и перформансы, соединяя различные виды визуального искусства и литературы. Сейчас на сцене Центра драматургии и режиссуры можно увидеть спектакли Театра поэтов «Площадь революции.17», «Контрабасни», «Я маленький» и панкмюзикл «Черви». РИФМЫ Чистит ветер Луну, как бляху, Смотрят в полдень цветы на юг. Решил солдат постирать рубаху. А она улетела из рук. Возле самого Карабаха Свесился с неба рай. Учила кукушка летать рубаху: «Маши рукавами давай!» Петр Павлу нашептывал истину, Прогуливаясь над краем: «Подвиг новую душу выстирал. Чистая. Принимаем».