Сухой закон театра: на ком из артистов отразилось пристрастие к спиртному

Накануне премьеры спектакля Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» во МХАТе имени М. Горького там произошел инцидент, спровоцировавший полемику: допустимо ли артистам употреблять в театре спиртное и тем более - перед спектаклем? Художественный руководитель горьковского МХАТа Эдуард Бояков сделал замечание артисту Антону Хомятову по поводу запаха алкоголя, исходившего от него. Это и вызвало спор с защитниками выпивающего артиста. В качестве оправдания друга, его коллеги по цеху вспомнили всех «терпимых к актерскому пьянству» людей, начав свой список с отца-основателя МХАТа – Константина Станиславского. Режиссер, народный артист России Валерий Лонской напомнил, что «старейшины Московского Художественного позволяли себе даже не рюмочку, а больше»: - Корифеи МХАТа прошлого, Василий Качалов, Борис Ливанов, Павел Массальский, Владимир Белокуров и немало других часто «попахивали» спиртными напитками и от этого не стали менее талантливыми, - написал он свой комментарий под постом кинокритика Леонида Павлючика в одной из социальных сетей. Что здесь скажешь? Качалов, Массальский и Белокуров любили выпить, но никаких эксцессов, связанных с приемом спиртного, у них не возникало. А вот Борис Ливанов пагубную страсть передал сыну, Василию Ливанову – исполнителю роли Шерлока Холмса в легендарном фильме, а от него зависимость перешла и к внуку, его тезке - Борису Ливанову. Борис Ливанов-старший был другом Владимира Высоцкого и, по словам художника Михаила Шемякина, кодировался вместе с ним и Высоцким. Его внук, Борис Ливанов, в состоянии алкогольного опьянения в 2009 году зарезал ножом собутыльника и шесть лет провел в тюрьме. Так что история с корифеями Московского Художественного театра, любившими пропустить в театре «по рюмочке-другой», не такая уж и безобидная. Как рассказал «ВМ» Народный артист СССР Олег Басилашвили, он сам, работая в Большом Драматическом театре, наблюдал, как Евгений Лебедев перед спектаклем «Идиот» «принимал по пятьдесят конька». Между прочим, Басилашвили – воспитанник Павла Массальского, которого режиссер Лонской тоже записал в «пьяницы». Историю с пьяным дебютом Олега Даля в «Современнике» рассказала «ВМ» незадолго до своего ухода актриса Людмила Иванова: - С ужасом вспоминаю, что после первого спектакля Олега Даля на сцене «Современника» врезала ему по лицу. Со всей силы. А предыстория моего рукоприкладства такова: во время действия Олег надел на голову стул и ушел с ним… Этого в пьесе не было. Я выбежала за ним и увидела: он пьян, как говорится, «в стельку». И врезала, чтобы не повадно было. Три дня мы потом его искали. Партнеры мне говорили: «Люда, что ты наделала? А вдруг он, такой ранимый, что-нибудь с собой сделает?». Признаюсь, я очень переживала. К счастью, Даль вернулся в театр живой и невредимый и даже попросил у меня прощение. А напился он потому, что боялся выходить на сцену. Дебют же. О том, что легенда Вахтанговского театра Юрий Яковлев позволял себе здорово выпить, рассказал «ВМ» в 2018 году, незадолго до своей смерти, внук основателя театра, актер и художник Евгений Вахтангов: - Юрия Яковлева не меньше десятка раз увольняли из театра. Сам видел объявление о его увольнении, оно сейчас хранится в театре. К счастью, не уволили. О загулах Владимира Высоцкого в театре на Таганке столько всего написано, что, наверное, нет смысла это повторять. И ведь если бы не пил Владимир Семенович, то, возможно, играл бы еще много лет. Что касается вечно нетрезвого Михаила Ефремова и его позора в Самарском театре оперы и балета, когда на гастролях со спектаклем «Не становись чужим» он забыл текст и стал что-то придумывать на сцене, да еще и не очень цензурное, то это не обсуждается. Мы любим Михаила Олеговича всякого, как любим и его великого папу – основателя «Современника» Олега Николаевича Ефремова – правда, передавшего по наследству сыну пристрастие к алкоголю. Напомним, Татьяна Доронина и Олег Ефремов в кино и на сцене были прекрасными партнерами, а в жизни – лютыми врагами. В 1987 году произошло разделение легендарного Московского Художественного театра на чеховский МХТ и горьковский МХАТ. Впрочем, букву А из названия театра позже убрал художественный руководитель и директор театра Олег Табаков. Он был почти трезвенником и своих учеников старался воспитывать такими же. Правда, некоторые все-таки угодили в объятия «зеленого змия». Все мы помним дорожное происшествие с Валерием Николаевым. Да и Алексей Серебряков – тоже большой любитель принять на грудь. Что же касается дальнейшей судьбы Антона Хомятова - между прочим, потомственного артиста (его отец, Роман Хомятов, в советских фильмах более 15 раз сыграл полководца Михаила Фрунзе), то он написал заявление об уходе из театра. И ушел. Его роли переданы другим артистам. Непьющим. В горьковском МХАТе новый худрук, Эдуард Бояков, ввел «сухой закон». И новое поколение артистов занимаются спортом, изучают иностранные языки и не страдают алкоголизмом. Тем более, что сегодня это не модно. И еще. Приглашенный из театра им. Моссовета Александр Домогаров в течение двух месяцев, репетируя во МХАТе роль Ивана в спектакле Кончаловского «Сцены из семейной жизни» был трезв как стеклышко. Не сорвал ни одной репетиции. Так что «сухой закон» тут распространяется и на приглашенных из других театров звезд.

Сухой закон театра: на ком из артистов отразилось пристрастие к спиртному
© Вечерняя Москва