"Годунов. Продолжение": все детали создания исторической саги

Как создавались костюмы для исторической саги "Годунов" и сколько времени на это ушло? Какие сцены снимали в настоящем Кремле, а для каких строили декорации? Как выглядел "айпад" царя Бориса? Какой секрет скрывают глаза Светланы Ходченковой? И почему Сергея Маковецкого гримировали по три часа? В преддверии показа премьерных серий фильма мы расскажем вам обо всех деталях создания масштабного проекта. Сюжет В центре сюжета саги судьба рода Годуновых. Картина охватывает внушительный исторический период. Начинается действие с последних дней правления Ивана Грозного, а завершается окончанием Смутного времени. Первая часть фильма рассказывает о пути Бориса Годунова к вершине власти до того момента, когда он согласился стать царем всея Руси. А во второй части Борис уже полноправный государь, и нас ждет рассказ об одной из драматичных страниц нашей истории — Смутном времени. Кстати, именно в честь окончания Смутного времени мы каждый год 4 ноября празднуем День народного единства. Это годы переворотов, тревог и больших потрясений. Настоящим проклятием для Российского царства стал беглый монах Григорий Отрепьев, который объявил себя ожившим царевичем Дмитрием, законным наследником Ивана Грозного. Чтобы доказать свои права на престол, он должен был получить подтверждение от матери царевича Марии Нагой, которая доподлинно знала, что перед ней самозванец. Немного истории Годунов — личность непростая. До сих пор вокруг его имени много мифов и легенд, а историки не могут прийти к единому мнению на его счет. Так, например, профессор Николай Борисов, консультант картины, рассказал, что историки делятся на две "партии": одни считают, что Пушкин дал верную картину событий, и царевича действительно убили по приказу Бориса. Другие же уверены, что это был несчастный случай, к которому Годунов не имеет отношения. Но основываясь на документальных источниках, ни одну из этих версий невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Более того, не сохранилось даже ни одного прижизненного портрета царя Бориса, а гравюра, известная нам по учебникам, создана в XVIII веке. Оценивая его личность, не будем забывать, что до этого власть в стране принадлежала только Рюриковичам, и даже при смене династии на престол нашлись бы претенденты знатнее и важнее Годунова. Но он сумел изменить правила игры и добиться успеха. Никаких традиций по избранию царя, разумеется, не существовало. И в 1598 году для выбора созвали Земский собор, в который кроме думских бояр и придворных вошли 83 представителя духовенства, 338 служивых людей, представители торговых людей, стрелецкие головы, сотники (крестьян не было). С избранием Годунова врагов у него только прибавилось. Поэтому обвинения (как клеветнические, так и справедливые) против него выдвигались постоянно. Ходили слухи, что он и Грозного отравил, и царевича Дмитрия убил, и кончина Федора Ивановича его рук дело. Сегодня все чаще обсуждается версия, что царевича могли устранить (если убийство действительно было) совсем другие люди, а Годунова сделали "козлом отпущения". Один из аргументов в подтверждение этой теории — для Бориса никакой политической выгоды от этого преступления не было, ведь вероятность того, что царевич сможет занять престол, была ничтожна. А расследовал происшествие боярин Василий Шуйский, у которого имелись свои счеты с Годуновым. Что касается политики царя Бориса, то стоит вспомнить, что он предпринял немало хороших начинаний для развития и благосостояния страны. Именно при нем (за 100 лет до Петра) стали отправлять дворянских детей учиться за рубеж, а европейских специалистов приглашали в Россию. Годунов покровительствовал книгопечатанию, боролся со взяточничеством и пьянством, запретил бездумную вырубку леса. При нем удалось вернуть города, потерянные в Ливонскую войну, были основаны новые города, которые помогли обезопасить границы государства. При этом войн за время его правления не было. Но закончилось его правление катастрофой. Знатное боярство не смогло примириться с его личностью на престоле. А веру народа в него окончательно подорвал массовый голод, последовавший за тремя годами неурожая. Когда в Литовском княжестве объявился чудом спасшийся сын Ивана Грозного, это вызвало у людей восторг, поэтому Лжедмитрий, поддержанный польским королем, без особых усилий продвигался к Москве. Когда правительство Годунова попыталось подавить народные выступления, это было использовано против него же. В результате Лжедмитрий пришел в Москву после смерти Годунова, а народ и боярская дума признала его "истинным царевичем Дмитрием". Борис Годунов скоропостижно скончался в 1605 году. Говорили, что он мог отравиться сам, но, скорее всего, смерть была естественной, ведь до этого царь много лет страдал тяжелыми болезнями. После смерти Годунова его жену Марию и сына Федора, который успел стать царем всея Руси (и это был самый короткий срок пребывания на царском троне) казнили по приказу Лжедмитрия. А вот Ксению Годунову, дочь Бориса, самозванец оставил в живых. Судя по летописным источникам, он сделал Ксению своей наложницей. Через пять месяцев она приняла постриг в монахини. Создатели фильма Сценарий саги "Годунов" написал Илья Тилькин на основе документальных источников, а также в тесном сотрудничестве с консультантами, прежде всего, с доктором исторических наук, профессором Николаем Борисовым. Многие актеры задействованы в обеих частях проекта "Годунов", а вот снимали эти части совершенно разные группы. Над первой частью работали режиссер Алексей Андрианов и оператор Сергей Мачильский. Как рассказывал Мачильский, он вдохновлялся знаменитой картиной Репина, на которой изображены Иван Грозный и сын его Иван. Вторую часть "Годунова" снимали режиссер Тимур Алпатов и оператор Максим Шинкаренко. Обратите внимание, что и в этой части есть сцена, которая повторяет композицию того же полотна. Репин вдохновляет! Актерский состав Актерский кастинг "Годунова" можно назвать беспрецедентным: Сергей Маковецкий, Сергей Безруков, Анна Михалкова, Светлана Ходченкова, Виктор Сухоруков, Андрей Мерзликин, Ирина Пегова, Анна Ковальчук, Мария Андреева, Александр Устюгов, Владимир Стеклов. Во второй части к знакомым персонажам прибавились новые герои в исполнении Евгения Ткачука, Дарьи Урсуляк, Ивана Колесникова, Кирилла Зайцева, Станислава Любшина и многих других. Интересно, что Сергея Безрукова, исполнившего самого Бориса Годунова, изначально не считали основным претендентом на эту роль. Перед актером стояла непростая задача: убедительно сыграть Годунова в трех возрастах: молодого опричника, человека в годах, получившего доступ к управлению страной, и раздавленного тяжестью власти старика. Создателям проекта важно было, чтобы артист по-настоящему погрузился в работу. Но когда они увидели Безрукова в образе, то сразу приняли решение. Говорят, что на пробах актеру, изображавшему царя Бориса в старости, аплодировала вся съемочная группа. Одобрил выбор артиста на эту роль и Станислав Говорухин, который помогал во время кастинга на главные роли. При подготовке к съемке Сергей Безруков действительно погрузился в образ: он изучал исторические работы, прочитал множество книг по теме, а также съездил в Кострому, в Ипатьевский монастырь, в Троице-Сергиеву Лавру к усыпальнице семьи Годунова, в Оружейную палату, где хранятся личные вещи Годунова. На роль Марии Скуратовой, дочери Малюты Скуратова и жены Бориса Годунова, рассматривались две кандидатуры — актрисы Екатерина Вилкова и Светлана Ходченкова. Решил вопрос Станислав Говорухин, который сказал: "Возьмите Ходченкову". Актриса потом признавалась, что самое сложное в этой работе для нее было существовать в кадре в линзах — в них сложно заплакать, а иногда для сцены это необходимый нюанс. У самой Светланы глаза голубые, а у Марии карие. А вот роль Ивана Грозного сразу отдали народному артисту Сергею Маковецкому. Интересно, что актера пришлось значительно состаривать. Хотя настоящему Грозному было 53 года, выглядел он по описаниям как глубокий старец. Каждую смену гримеры работали над преображением артиста более трех часов! На роль Лжедмитрия режиссер выбрал Евгения Ткачука, но кастинг так сильно затянулся, что к моменту заключения контрактов актер уже был занят в других картинах. Тогда пригласили Никиту Ефремова. Но и этот план не был реализован: за неделю до старта съемок Никита попал в больницу. В результате роль самозванца все-таки исполнил Евгений Ткачук. Костюмы В исторической саге занято больше 200 персонажей, каждого из них нужно было переодеть как минимум трижды. У всех героев есть рубаха, порты, зипун, нижние и верхние кафтаны, шубы, шапки, обувь. В результате костюмов пришлось сшить больше тысячи, а работа над ними заняла восемь месяцев. При этом средний вес наряда — от шести до девяти килограммов. К сожалению, с тех времен сохранилось очень мало изображений одежды. Костюмеры в своей работе ориентировались на Радзивилловскую летопись, а также иконы, парсуны и экспонаты музеев, в которых сохранились остатки тканей с рисунком и орнаментом. Материал для пошива покупали в Стамбуле, потому что там и сегодня ткут подобные узоры, да и текстура ткани та же. Пуговицы ручной работы привезли из Индии, натуральный речной жемчуг для расшивания костюмов — из Китая. Много времени ушло на создание образа Сергея Безрукова. По сюжету он превращается из бедного человека в знатного, и это нужно было точно, в деталях, передать на экране. Например, изначально у него на руке было маленькое серебряное кольцо с сапфиром, а потом постепенно появляются золотые перстни с рубинами с другими драгоценностями. Немало потрудились и над обликом царицы Марии. Художники по костюмам постарались передать властный характер женщины в ее нарядах: все предметы ее одежды агрессивных цветов, и, кроме того, они словно преувеличены, например, размер головного убора больше обычного. Легко удалось решить вопрос с гардеробом Евгения Цыганова, исполнившего роль царевича Ивана, старшего сына Грозного. До этого актер сыграл царя Ивана III в историческом сериале "София", поэтому частично снимался в костюмах того проекта. Мода тогда изменялась медленно — веками. Декорации и локации Москву XVI-XVII веков специально для проекта "Годунов" воссоздали на территории компании "Главкино". Были построены достоверные исторические копии улиц и зданий той эпохи — Красная площадь с Лобным местом, Кремлевская стена, Спасские ворота, Грановитая палата, Покровские ворота, несколько улиц центральной Москвы, в том числе Варварка, Ильинка, торговые ряды. Самые настоящие рубленые избы из сосны, боярские и царские палаты с расписными стенами, лавками, печами тоже выстраивали заново. В результате работы над декорациями и реквизитом было задействовано больше 250 человек, среди которых 12 архитекторов, 26 живописцев и 60 бутафоров-декораторов! Во время строительства были использованы 1,5 тонны гвоздей, 70 кубометров пенопласта, 90 тонн гипса для отливки декоративного кирпича, 6 тысяч квадратных метров камня и 18 тонн фасадной шпаклевки! Кстати, в настоящем Кремле съемки тоже были. Правда, всего один день. На колокольне Ивана Великого снимали сцену смерти Годунова. Именно в этот день было открытие Чемпионата мира по футболу в России. Говорят, что оператор Максим Шинкаренко, футбольный болельщик, просил перенести смену. Но, конечно, это было невозможно, ведь согласовать съемки в Кремле дело непростое. Так что все болельщики могли наблюдать открытие Чемпионата только в паузах между дублями. Другие локации проекта — Суздальский кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, сыгравший роль Углича, Щурово городище, которое предстало в роли Холмогор. Обратите внимание на реквизит. Все — точные копии вещей того времени. Например, шахматные фигуры отливали с византийских. Древние костяные фигуры специально привозили из Московского музея шахмат. А у героя Безрукова есть восковая записная книжка того времени, в которой металлическим карандашом можно делать пометки. На столах во время съемок использовали только настоящую еду, никакой бутафории. Посмотреть, как сложилась судьба рода Годуновых и всего народа, узнать, как любовь изменила ход истории, и разгадать все исторические тайны и интриги вы сможете, посмотрев сагу "Годунов. Продолжение" уже с 25 марта на канале "Россия 1".

"Годунов. Продолжение": все детали создания исторической саги
© Вести.Ru