«Люди, львы, орлы и куропатки…». Сколько лет может быть Нине Заречной?
Новый спектакль в ТЮЗе называется «Театральная машина», в его постановке приняли участие десять актёров старшего поколения труппы, как в шутку назвали они сами себя – «гвардия». А вот режиссёр театра окрестил их «золотым фондом». «Спектакль сочиняли вместе» Драматургической основы у новой постановки нет и в помине, но соавторов много. И каких! Точно есть Шекспир и Чехов. Остальные не менее узнаваемы. «Сначала родилась простая идея: собрать в одном спектакле весь золотой фонд нашего театра, всех зрелых артистов. Но есть проблема – где взять такую пьесу, чтобы в ней были роли для десятерых больших мастеров? И я предложил сочинить спектакль, - рассказывает главный режиссёр театра юного зрителя Евгений Рогулькин. - Вместе с артистами мы и сочинили спектакль - коллаж». Постановка включает в себя отрывки из классики. Всё, быть может, несыгранное или давно и тайно мечтаемое, вне рамок амплуа и характерности. И получилось на сцене не столько творчество, сколько биография. Каждого их десятерых актёров. Причём, параллели оказались слишком очевидными. Народный артист Анатолий Звонов выбрал пьесу Рональда Харвуда «Костюмер». Пьеса о том, как старый и больной актер, повинуясь своему долгу, не может отменить спектакль. Его костюмер (Олег Чичко), преданный великому актёру и Театру, до последнего момента будет рядом с артистом. «Мы удивлялись, - рассказывает Евгений Рогулькин. - Когда вдруг в пьесе его герой говорит – в этом театре был мой дебют. Мы все знаем, что первый выход Анатолия Ильича был на сцене Омского ТЮЗа. Таких совпадений в спектакле много». Поворотный круг В постановке заняты Анатолий Звонов, Олег и Лариса Чичко, Лариса Яковлева, Алла Малкина, Александра Корнева, Екатерина Вельяминова, Валерий Ростов, Владимир Крутов, Сергей Зубенко. В сольном или дуэтном отрывке, а то и сцене из спектакля они показали себя, как истинные служители Мельпомены. Тут не до анализа, а есть ли ещё «порох в пороховницах», а восхищение и низкий поклон за преданность профессии и сцене. Владимир Крутов – конечно король Лир. Нельзя, чтобы такой фактурный артист играл дряхлого старика – такой образ навязан нам ещё чёрно-белым советским фильмом. «Господи, бицепсы», - ахает женская половина зрительного зала.Какая трогательная Александра Корнева, произносящая футуристический монолог Нины Заречной из «Чайки» про мировую душу, которая вобрала в себя всё живое. Все эти «люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы» помнятся ещё из школьной программы. Эту последовательность сложно было запомнить, когда учили наизусть отрывок. В «Театральной машине» она же, Александра Корнева, читает воспоминания великой Фаины Георгиевны Раневской, чья жизнь и есть театр. Что ни персонажи, то классика. Три дочери короля Лира – это три сестры у Чехова. Военврач Чебутыкин – сосед и друг Оли, Маши и Ирины Прозоровых. Его единственное доброе воспоминание в жизни, которое он хранит о своём прошлом – это то, что он любил их мать. А еще Василь Василич Светловидов – комик из чеховского рассказа «Лебединая песня». Старый паяц, но талантливый. Каков у него патриарх Иов из пушкинского «Бориса Годунова». Спектакль играют на камерной сцене, актёры появляются из зала, когда как публика сидит на сцене. Сцены меняются, когда движется поворотный круг. Действие разворачивается в этом пространстве, что похоже на кинематографический приём – когда в одном фильме показывают несколько новелл. Добавим, что балетмейстером спектакля Виктор Тзапташвили, художник - постановщик Сергей Федорычев, художник по свету Геннадий Смирнов.