Ставка на любовь. Петербургский "Приют комедианта" — театр нового формата
Внушительная портретная галерея актеров, развернутая в фойе театра "Приют комедианта", никак не вяжется с его штатным расписанием, где нет ни одного актера. Тем не менее весь театральный Петербург в лице лучших его мастеров считает за честь прийти в этот дом со скромной сценой и залом на 180 зрителей, где всегда царит творческая атмосфера. Все наполнено ею и в эти весенние дни, когда московский режиссер Константин Богомолов завершает здесь репетиции спектакля "Преступление и наказание" по Федору Достоевскому. На этот раз события, происходящие на сцене, будут разворачиваться в непосредственной близости от тех мест, где жили герои одного из самых петербургских его романов. Совместил несовместимое Таким же петербургским по своему духовному наполнению стал и "Приют комедианта", который в 2000 году первым в России соединил в своей деятельности, казалось бы, несоединимые составляющие: он является государственным репертуарным театром, работающим без постоянной труппы. Вот и на "Преступлении и наказании", как и на всех предыдущих постановках, режиссер сам выбрал название и сформировал свою команду из артистов разных коллективов. Роль Раскольникова репетирует молодой актер Дмитрий Лысенков, которого уже полюбили петербургские театралы. "В 2000 году очень многие мне говорили: ты не выживешь в этой системе, потому что у тебя нет финансирования на артистов. Ну да, конечно, было сложно, но, наверное, в этом и заключается работа: ты должен так строить репертуар, чтобы каким-то образом учитывать и художественность, и зрительское внимание, и зрительскую платежеспособность, что тоже немаловажно. У нас есть спектакли абсолютно кассовые, а есть спектакли — да, я признаю, — не кассовые, но от этого они не менее ценны, потому что они очень художественны, и я сознательно их держу в репертуаре. Приходится находить некий баланс", — говорит Виктор Минков, директор и художественный руководитель театра. Строя свой театр, он поставил во главу угла режиссуру: "Для меня режиссер, безусловно, номер один в театре". Здесь еще до прихода в БДТ осуществил две постановки — "PRО Турандот" и "Не Гамлет" — режиссер Андрей Могучий. В этом ряду — такие мастера, как Вениамин Фильштинский, Григорий Дитятковский, Михаил Бычков, Георгий Цхвирава, Василий Сенин, Андрей Прикотенко. Смена декораций Три спектакля поставил в "Приюте" режиссер Игорь Коняев. Для Ольги Антоновой он сочинил музыкальный спектакль "Недосягаемая", где драматическая актриса — запела. Затем последовала комедия "Плутни Скапена", а третьим проектом стал чеховский спектакль "Пиль", который петербуржцы показывали на фестивале "Мелиховская весна" в имении писателя. Для этого спектакля на камерной сцене "Приюта" соорудили бассейн, где плавала резиновая надувная лодка. Правда, от этого эксперимента потом отказались: была велика опасность "затопить" находящийся на первом этаже обувной магазин. Это укоротило жизнь спектакля. "Многие руководители театров любят контролировать художественный процесс, вмешиваются в работу режиссера. А вот Виктор Минков никогда этого не делает и дает большую свободу творческому коллективу, поэтому на репетициях складывается атмосфера достаточно свободная и комфортная. Ну а история с бассейном — это ситуация из разряда коммерческих рисков.", — пояснил Игорь Коняев, признательный Минкову за готовность поддержать самые смелые творческие фантазии постановщика. Таким смелым шагом, к примеру, стал первый в репертуаре театра танцевальный спектакль "Солярис", который в "Приюте" поставил ведущий солист и хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов. Вместе с петербуржцами в нем участвуют и танцовщики из Москвы, а вся сцена во время спектакля превращается в космическую станцию. Так спектакль, с успехом показанный недавно на гастролях в Петрозаводске, объединил драматический театр и балет, артистов академического и современного танца. Множить жанры "Мы собираемся и дальше расширять жанровый спектр нашей афиши. Впереди — постановка мюзикла и оперы", — пообещал Виктор Минков. Причем мюзикл уже стоит в планах на 2020 год. Его поставит востребованный ныне режиссер Роман Феодори, который создаст музыкальный спектакль по мотивам фильма Педро Альмодовара "Женщины на грани нервного срыва". "Приют" не обещает больших гонораров, зато привлекает именитых артистов возможностью исполнить роль, которую они никогда не сыграют в своем штатном театре. Тем более что академические сцены, которые раньше очень ревниво реагировали на деятельность своих артистов "на стороне", теперь относятся к этому вполне благосклонно. Так, например, в содружестве "Приют комедианта" появился ведущий актер Александринского театра, народный артист России Сергей Паршин. "С Эрой Зиганшиной в Александринке мы вместе играем в "Литургии Zero", а в "Приюте" перевоплощаемся в героев "Старомодной комедии". И я получаю огромное удовольствие от спектакля, от материала и от своей партнерши. Ну а играть в большом театре или в маленьком — это наша профессия. Я считаю Виктора Минкова замечательным организатором театрального дела, талантливым менеджером и вообще человеком творческим, любящим театр. Об этом свидетельствуют и спектакли, и обширная афиша, и свой зритель", — говорит Сергей Паршин, который готов сыграть в "Приюте" еще какую-нибудь роль. Непривычная система Преимуществом такой театральной системы Виктор Минков считает то, что здесь могут встретиться артисты разных школ, амплуа, направлений и "почувствовать кайф от абсолютно другой манеры игры, нежели той, к которой они привыкли в своем театре". При этом он делает "ставку на любовь". И в "Приюте комедианта" артиста действительно любят. "Вся моя команда заточена на одну простую мысль: главное в театре — это артист. Без нас обойдутся, мы обслуга, а вот без артиста не обойтись", — считает худрук. В истории "Приюта комедианта" ярким воспоминанием для театралов остался проект "Ученики Мастера", который в течение нескольких лет представил в Петербурге работы воспитанников таких мэтров режиссуры и педагогики, как Петр Фоменко, Кама Гинкас, Марк Захаров. Следующим этапом на пути поиска новых талантов стал основанный группой энтузиастов, в том числе и руководителем "Приюта", молодежный проект — первая и пока единственная в стране профессиональная премия для молодых "Прорыв". В перспективе премия, которой в этом году исполнилось десять лет, может стать всероссийской, но при условии, что ее возьмет под свое крыло Министерство культуры России, обеспечив должное финансирование. Москва за Петербургом Вслед за петербуржцами и в Москве возникла площадка с такой же формой хозяйственной и творческой жизнедеятельности — Театр Наций под руководством Евгения Миронова. Как считает Виктор Минков, у проекта, удачно прошедшего испытание в северной столице, есть перспектива развития в более широких масштабах. Правда, он может дать эффект только в больших театральных городах, таких, как Москва, Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск. На Год театра у "Приюта" обширные гастрольные планы по линии Театральной олимпиады (Театральная олимпиада под названием "Наводя мосты" пройдет с июня по ноябрь 2019 года — прим. ТАСС), центром которой в 2019 году впервые станет Петербург. Театр побывает на гастролях в Загребе, Баку, Тбилиси, встретится со зрителями Новосибирска и Калининграда. До 2020 года список премьер уже в целом сформирован. В конце мая Василий Сенин выпустит гоголевского "Вия", осенью свой новый балет "Три товарища" по Ремарку при участии премьеров Мариинского театра представит Юрий Смекалов. В новом сезоне, кроме Феодори, здесь поставит спектакль Михаил Бычков. Идут переговоры о сотрудничестве с болгарским режиссером Александром Морфовым и лауреатом премии "Прорыв" Дмитрием Волкостреловым. Осталось пожелать руководителю театра, чтобы и сам он время от времени напоминал о себе как режиссер. "Это возможно при условии, если я найду толкового директора, который возьмет на себя хозяйственные и административные вопросы. Тем более что мне есть что сказать", — пообещал Минков. "Впрочем, — добавил он, — мне кажется, что сформировать такую афишу — это тоже творчество". На вопрос, каким видит "Приют комедианта" своего зрителя, Виктор Минков сказал: "У нас есть репертуар на любую аудиторию. Но, я думаю, в большинстве это интеллигентный и не бедный зритель, потому что цены у нас не самые низкие в городе. И меня радует, что к нам на спектакли нередко приезжают и зрители из других городов. Значит, за нашей афишей следят, ждут премьер", — считает Виктор Минков. Говоря о Годе театра, худрук "Приюта комедианта" заметил, что этот праздник не решит всех проблем, которых накопилось множество, "но обозначить их было бы очень хорошо именно в Год театра, потому что за праздником всегда следуют будни, а для них надо подготовить почву". Олег Сердобольский