«Русская война Пекторалиса»: что нужно знать о новом спектакле Театра Олега Табакова
На новой сцене Театра Олега Табакова состоялась премьера спектакля «Русская война Пекторалиса» по пьесе драматурга Олега Грисевича. В основе — повесть Николая Лескова «Железная воля», написанная в 1876 году. Для режиссера Сергея Пускепалиса это вторая работа в Театре Олега Табакова: в 2007 году он поставил «Женитьбу Белугина» Островского, которая до сих пор не вышла из репертуара. О чем спектакль Главный герой — немецкий инженер Гуго Пекторалис, который приехал в Россию, чтобы навести порядок на одном из заводов. Он очень гордится своей волей, которая всегда помогала ему добиться головокружительных успехов. Столкнувшись с загадочным русским характером, железный Пекторалис на своем собственном примере доказывает правдивость русской поговорки «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Пытаясь приспособиться к нелогичной, на его взгляд, русской жизни, герой попадает в неловкие ситуации, проигрывает в суде своему соседу, теряет все деньги и в конце концов погибает. Лесков написал эту трагикомическую повесть, когда работал в британской торговой компании «Скотт и Вилькенс». У большинства героев были реальные прототипы — люди, которых писатель встречал во время своих многочисленных деловых поездок по стране. Включать произведение в прижизненное собрание своих сочинений автор не стал. Обнаружить повесть удалось только во время Великой Отечественной войны. «Все творчество Николая Семеновича связано с его честными и понятными позициями в разные этапы его жизни. Мне кажется, всем будет полезно познакомиться с этим произведением», — считает режиссер Сергей Пускепалис. О гордыне и зачарованном страннике «Анекдот про немца и его железную волю» — именно так режиссер определяет жанр спектакля. Несмотря на череду драматических событий, которые происходят с героем, юмора здесь достаточно. Исполнитель главной роли Иван Шибанов («Слуга государев», «Обратная сторона Луны») считает: с Гуго часто случаются различные казусы, смешные и не очень, только из-за его гордости. «Я не играю немца, я играю гордыню. Это главное его мельничное колесо, которое перемалывает всю его жизнь. Гордость превращается в разрушающего демона, когда человек во что-то верит фанатично, не видя вокруг себя ничего. С детства моему персонажу говорили, что он идеальный, лучший. Но это не так», — рассказывает актер. Жалеет гордого немца только рассказчик, некто Федор Афанасьевич Вочнев, который вспоминает историю Пекторалиса во время дружеского спора о различиях немецкого и русского характера. Вочнева, который хотел спасти иностранного гостя, да не смог, играет заслуженный артист России Виталий Егоров. «Мой герой — некий зачарованный странник. Это такой собирательный образ рассказчика-проводника, который может посмотреть на то, что случилось с Пекторалисом, со стороны», — говорит он. Табаков сказал: «Делай!» Идею создания спектакля по повести Лескова Сергей Пускепалис обсуждал еще с Олегом Табаковым, которого не стало в прошлом году. Тот задумку поддержал, сказав: «Делай!» Но не успел увидеть даже первых набросков — «Русская война Пекторалиса» была поставлена уже во время руководства Владимира Машкова. Драматург Олег Грисевич написал пьесу по повести Лескова специально для Театра Олега Табакова. Он продолжал работать над материалом и во время репетиций, время от времени что-то добавляя или вырезая, — вплоть до самой премьеры. В текст пьесы он включил фрагменты других повестей и рассказов Лескова — «Запечатленного ангела», «Тупейного художника», «Очарованного странника». «Ставишь “Железную волю” Лескова — попытайся ставить всего Лескова, все, что у него есть. И поэтому сюда вошли моменты из многих его произведений. Все это хорошо поймут те, кто знаком с его творчеством», — уверен Сергей Пускепалис. С некоторыми артистами, которые сыграли в «Русской войне Пекторалиса», режиссер уже работал. Иван Шибанов исполнил роль Николая Агишина в «Женитьбе Белугина». Музыку к постановке написал Владимир Купцов. На сцене звучат и частушки, и неожиданные рок-н-ролльные мотивы. Аранжировками занимался заведующий музыкальной частью театра Алексей Елкин. Декорации сделал лауреат «Золотой маски» Алексей Вотяков. Для заводских сцен он придумал хитрую инсталляцию в духе стимпанка — множество огромных шестеренок, крутящихся в клубах пара и всполохах красного и синего света. В следующий раз спектакль можно увидеть 29 марта, 7 и 23 апреля.