Войти в почту

Александр Сокуров: «Режиссер - не патологоанатом, должен быть осторожен»

В этом году режиссер, народный артист России Александр Сокуров открывает необычную творческую мастерскую. Его учениками станут не студенты, а уже состоявшиеся люди. Эксперимент поставят в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Сейчас идет прием заявлений, заканчивающийся 26 апреля. Школа для взрослых Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: - Александр Николаевич, вы сами сказали, что такой проект в вашей жизни впервые. Какие цели являются главными, и что намерены получить «на выходе»? Александр Сокуров: - Мы столкнулись с тем, что сегодня немало людей, уже имеющих образование, профессию в другой области, хотят связать свою жизнь с кино. Так возникла идея предоставить им шанс. Дать навыки, квалификацию, диплом, позволяющие работать в съемочных группах. Желающим нужно прислать свои работы, выдержать традиционный творческий конкурс. Затем с теми, кто пройдет первые этапы, побеседую я сам. К каждому будут свои вопросы. Кстати, допускаю, что абитуриенты многого могут и не знать. Это не фильтр, пропуск через сито. Люди идут, чтобы открыть новую страницу своей жизни. Надо помочь им это сделать. Пока собираемся набрать 15 человек, однако не исключаю, что состав будет расширен. Есть у меня и конкретные мечты. Хотим отдельно найти тех, кто смог бы на продвинутом уровне заниматься монтажом картин. Таких мастеров остро не хватает, а профессия в целом находится в загоне. Так что если на целый курс вырастим хотя бы одного специалиста, буду считать это большой удачей. - У вас уже была мастерская в университете Кабардино-Балкарии. Насколько накопленный опыт пригодится в Петербурге? - Планирую его использовать. В Нальчике я преподавал пять лет. Но там на дневном отделении занимались в основном юноши и девушки. Здесь придут взрослые, сформировавшиеся люди. Поэтому помимо обучения надо сохранить их достоинство, индивидуальность. Не переделывать, перестраивать, а сделать так, чтобы человек нашел в себе самом более точное понимание жизни. Вселить веру, что можно поставить перед собой серьезную задачу и ее выполнить. Также важно, чтобы они четко сознавали, на что обрекают себя, вступая на этот непростой путь. Обучение будет трудным - три года по вечерам. К тому же у института, как и большинства государственных учебных заведений, скромные экономические возможности. Здесь нет такого оборудования, условий, как во ВГИКе, который просто завален деньгами, или аналогичных вузах Европы. Там молодежь может не только осваивать самые со- временные технологии, но и прогнозировать будущее. Тем не менее уверен, что натуры способные, с высокой личной мотивацией могут даже в неблагоприятной обстановке добиться успеха. - Вы собираетесь обучать искусству кино, но среди дисциплин есть и театральная режиссура. Как они связаны? - Принесение опыта театрального мастерства мне кажется принципиально важным. Считаю, что оно намного сложнее кинопроизводства. Очень часто сделать фильм не составляет большого труда. За спиной режиссера десятки помощников. Оператор снимает, сценарист пишет, актер играет, художник строит декорации... В шестидесяти случаях из ста все так и происходит. В итоге режиссер на площадке нередко символическая, формальная фигура. В театре же скрыться не за кем. На сцене ты один на один со зрительным залом. Это чувство ответственности, энергетической отдачи постараемся привить и потенциальным соискателям. Без нравственной опоры - Вы сказали, что намерены побеседовать с каждым из претендентов. Получается, важно понравиться лично вам? - Конечно, обращаю внимание на людей, которые мне симпатичны. Иногда ошибаюсь, и с возрастом таких случаев становится все больше. К сожалению, иногда доверяешь людям, не достойным не только хорошего отношения, но и обычного рукопожатия (в 2018 г. в фонде Александра Сокурова прошли обыски, связанные с подозрениями в хищении бюджетных средств. В поле зрения полиции попали руководители фонда. - Ред.). Но, несмотря на все промахи, никто не отлучит меня от мысли, что надо поддержать человека, у которого доброе начало. Обладающего не нынешней пробивной всеядностью, а умеющего переживать, сострадать ближнему. Эти чувства сегодня в дефиците, в обществе царит агрессивная самоуверенность, по- глотившая и многих молодых. И для режиссера гораздо большее значение имеет то, что нельзя, чем то, что можно. Он - не патологоанатом и должен быть осторожен: отвечать за выбор тем, форм, которые выносит на широкую публику. Знаю, что эта точка зрения сейчас непопулярна, но уступать не собираюсь. - По вашим словам, молодежи сегодня пробиться труднее, чем старшему поколению, которое жило в условиях застоя и цензуры. А как же социальные лифты, поиски талантов? - Это иллюзия. В современной России много завязано на семейственности, сговорах, взаимовыгодных отношениях. Прибавьте к этому чрезвычайно сильную, жесточайшую конкуренцию в мировом кинемато- графе. Потому что за рубежом большая часть молодых, которые идут в эту отрасль, очень хорошо подготовлены. У них отличная техническая база, они снимают при помощи высоких технологий. Нам об этом остается только мечтать. В итоге из десяти человек, которые учатся режиссуре, часто ни один не остается в профессии. Большинство не выдерживают напряжения, стрессов, сложности. Не хватает и нравственной опоры - мужества, самоотрешенности, жертвенности. Поэтому студентам буду говорить правду, чтобы люди, попадающие под обаяние мира кино, знали о скрытых камнях и опасных поворотах. Сегодня в России снимать картины значительно сложнее, чем еще десять лет назад. Для дебютов тоже крайне тяжелые условия, вижу это на примере своих учеников. Пробиться молодым людям со смелыми, содержательными идеями откровенно трудно. И если новый талант уже проявился, доказал свою состоятельность, надо относиться к нему как к национальному достоянию. Говорю без всякого пафоса. Его надо поддерживать, в первую очередь на государственном уровне. Но у нас хорошо, если из десяти один получает ощутимую помощь. Помочь тому, что заброшено - Ваш ученик Кантемир Балагов за фильм «Теснота» получил в Каннах приз «Особый взгляд». Также ваши воспитанники создали картину «Слухач», показанную на нескольких зарубежных фестивалях, но на родине об этих работах мало знают. Почему? - Потому что наши чиновники от искусства не проявляют ни малейшего интереса к новому русскому кино. Они активно продвигают зарубежные оскаровские ленты, но практически не замечают отечественных картин. Мы два фильма показали на престижном Берлинском фестивале, однако у себя дома не получили никакой информационной поддержки, кроме Интернета. Нет и лент, отражающих глубинную Россию. Те регионы, где живут основные налого- плательщики, трудовой народ. Как член Совета по культуре при президенте я много раз заявлял, что решительно протестую против кинематографа, который не учитывает особенности регионов. Интересы и настроения людей, живущих, скажем, в Архангельске, Екатеринбурге, Мурманске, Астрахани. Это большой просчет, ведь Россия - огромная страна. Нам часто из-за рубежа указывают на наши недостатки, но мне бы хотелось, чтобы появились отечественные картины, помогающие лучше разглядеть нас самих. Посмотреть, как сегодня развивается русское общество, провинция. Почему, например, исчезают маленькие города, поселения. - По-хорошему завидую счастливчикам, которые будут у вас учиться. Они смогут общаться с настоящими мастерами, получат знания, которые станут надежной опорой на всю жизнь. - Не обольщайтесь (улыбается). Я гораздо больше не умею, чем умею. И чем больше в профессии, тем отчетливее это понимаю. Просто я русский человек, и мне не все равно, что происходит в моем отечестве. Или я столь наивен, что продолжаю верить призывам и обещаниям. В частности, что надо совершенствовать систему образования. Мне всегда тяжело, когда из России уезжают мастера, специалисты, постоянно их призываю: будет сложно - возвращайтесь обратно. Да, в вопросах сохранения культуры я настаиваю на своей позиции. У нас часто повторяют слова одного из русских царей, утверждавшего, что у России есть два сторонника - флот и армия. Мне кажется, это не совсем верно. Корабли и военные полки нужны для обороны, сражений, они могут быть разбиты и уничтожены. Но когда в государстве массово накапливаются ошибки, для ответов всегда призывают культуру. Она навсегда останется с народом. Поэтому так хочется помочь тому, что заброшено. И самому еще многое успеть.