Войти в почту

Конечно, Вася! Самый необычный российский художник рассказал, почему коты и колбаса приносят радость

Вася ЛожкинКонечно, Вася! Самый необычный российский художник рассказал, почему коты и колбаса приносят радостьЭтих весёлых котиков со зверскими выражениями морд знает, наверное, каждый, кто хоть раз заходил в социальные сети. И вот впервые нижегородцы смогли увидеть их не в Сети, а наяву — в областном центре проходит выставка модного российского художника, автора сатирической кошачьей серии Васи Ложкина. Открытие огромной экспозиции «Восход Нового Солнца» в выставочном комплексе собрало невероятное количество посетителей, большинство из которых мечтали о фото или автографе Ложкина. А мы мечтали об эксклюзивном интервью с самым популярным художником Сети. И мечта сбылась!Встреча наяву В реальности его картины производят гораздо более сильное впечатление, чем при просмотре их на экране компьютера. Тем более что многие из них — настоящие масштабные полотна. Буйство ярких чистых красок, помноженное на гротеск и юмор, позволяет зрителям часами бродить по выставке и бесконечно фотографироваться с обаятельными персонажами. Сам Вася Ложкин (он же — Алексей Куделин) несколько часов подряд общался с поклонниками, рассказывал о своих работах, фотографировался с почитателями и огорошил журналистов заявлением, что вообще не любит изобразительное искусство. В момент, когда он задумчиво бродил по экспозиции, созерцая своих знаменитых котиков, медведей, старух и неулыбчивых мужчин с топорами, мы с фотографом и поймали художника у нового варианта его скандальной картины «Великая прекрасная Россия». Вокруг первого шёл долгий спор — в 2016 году Октябрьский районный суд Новосибирска признал её экстремистской, и только в 2018-м областной суд это решение отменил. Ажиотаж вокруг этой работы Ложкин объяснил так: «Обидно, что некоторым моим картинам придаётся значение, которого там и вовсе не было. Эта картина выплыла в информационном поле как хайп. Сначала об этом говорят, потом забывают. Она очень связана с политикой. Вернее, не картина связана, а ситуация, изображённая на ней. На этом любят пиариться все, кому не лень: телеканалы «Дождь», «Эхо Москвы» — все эти товарищи, которые любят поговорить о политике. Их хлебом не корми – дай найти что-то такое. Ещё подключаются всякие «борцы с режимом» — они тоже любят нафантазировать что-то вокруг того, чего и нет вовсе. За уши можно подтянуть всё, что угодно. Именно поэтому картина моя и попала в информационное пространство. А так – особой роли она и не играет. В той картине у меня все были плохими. Ругали – получите эту, где все прекрасные. И на моей картине изображена плоская Россия, окормляемая ангелами, которая остаётся незыблемой, а всё остальные проваливается в космос!»Я так вижу — Зрителей встречает запах свежей краски. Какая из картин самая свежая? — Запах? Я не чую! У вас нюх тонкий – это акриловая краска, она почти не пахнет. Я вообще не использую сильно пахнущие материалы – лак или масляную краску — люди покупают мои картины домой или детям. А самая свежая – в коридоре — «Весна идёт», та, что с лампочкой в цветах. Я её буквально вчера нарисовал! — Сколько времени на неё ушло? — Чистого времени уходит часа два – три. Но я же не работаю, как робот! Мазок сделал и пошёл разговаривать по телефону. Съездил в магазин и сделал второй мазок. Вот и растягивается на несколько дней! — Как-то вы говорили, что выражения лиц своих героев вы пишете со своего отражения в зеркале. А сегодня? — Сегодня нет, уже на автомате. Очень много заказов. Не до зеркала. — Кто они – ваши заказчики? — Я в основном зарабатываю тем, что выполняю корпоративные заказы. Почему-то айтишники очень любят мои работы. Этикетки, реклама – вон как та, с котами и колбасой, для мясокомбината. С колбасой у меня множество картин — несколько тысяч. Коты и колбаса – тема, которая всегда на поверхности. Подчинённые часто скидываются и покупают какому-нибудь начальнику картину в стиле: «О, божественный начальник! Мы тебя обожаем!». Такие картины у меня улетают только так — с руками отрывают. А детям берут поучительные картинки. На тему: «Веди себя хорошо». Меня же не просят что-то нарисовать. Приходят и покупают понравившуюся картину. А уж котика или мужика с топором — дело каждого. Календари вот заказывают. — А двенадцать пьяных месяцев, что висят рядом с эпичным полотном «Общество анонимных алкоголиков» — это тоже календарь? — Нет, просто я изобразил месяцы такими, как я их вижу. А алкоголики — я так их вижу – дама, мексиканский борец рестлинга и Зорро. Я ничего не осуждаю, а, наоборот, воспеваю. Если это, например, какой-нибудь пьяный мужик, то я вот восхищаюсь им. Не восхищаюсь пьянством, а констатирую, что с точки зрения художника всё это живописно. Своими работами я несу людям радость. Важно, чтобы на них смотрели, улыбались и испытывали положительные эмоции. Даже чёрный юмор на моих работах – это юмор, и это, конечно, весело! «Я раньше работал в газете районной — писал про всяких там глав районов, заместителей и прочих. Периодически тошнило. И самые одиозные статьи подписывал «Вася Ложкин». Потом был ник в ЖЖ. Когда картины подписывал А.К. (Куделиин) – никто не брал, стал Вася Ложкин – понеслось!» Картина маслом — Вы помните свою самую первую работу? Почему вы вообще решили взяться за рисование? — Что вспоминать — у меня даже фотографии её не осталось. Да и не было такого: «А, я нарисовал первую картину!» Я с малых лет рисовал в тетрадках. Просто кто-то перестаёт рисовать, а кто-то к этому возвращается. Вот я и вернулся! — Мы с друзьями спорили, можно ли вас назвать карикатуристом. Вы что на это скажете? — Карикатуры – это ироничное и сатирическое. А у меня сатиры как таковой нет! — Как это нет? А вот девочка – спортсменка, которая выглядит как перекачанный мальчик с косичками, чем не сатира на все эти допинговые скандалы и анаболики? — Карикатура высмеивает и осуждает. У меня осуждения нет. Я просто рисую ради хохмы, а потом получается так, что картинки вызывают ажитацию. — А готовы ли вы проиллюстрировать книгу? — Нет, мои работы самодостаточны. А вот о мультфильме я думаю — на уровне идей с Союзмультфильмом мы общаемся. — Триптих с котиками, что дал название сегодняшней выставке, на котором по краям горы, а в середине под сияющей лампой какие-то шестерёнки в облаках, – о чем он? — Да ни о чем! Восход солнца, восход новой эры, переход к новому, четвертая промышленная революция, шестой технологический уклад — вот и все! — Есть работа, которую вы никому и ни за что не продадите и не отдадите? — Нет. Я делаю их как раз для того, чтобы продать. И они путешествуют по всей России и в другие страны — Японию, Филиппины. — А таможенники требуют справку, не является ли картина народным достоянием? — Я не вывожу свои картины за границу! Вот на выставку в Прагу справки собирали. Нужна смешная справка, в которой написано, что к картинам не нужна специальная справка на вывоз! Раньше её можно было получить на Арбате в течение часа, а сейчас это занимает много времени и стоит недёшево, — улыбается художник, и отправляется осматривать экспозицию. …Есть на выставке и инсталляция с одними из популярных ложкинских персонажей – бабками. В компании огромных бабок каждый желающий может сесть на стульчик, взять стоящую на нём гармошку и сыграть что-то, даже если играть не умеет. Поэтому время от времени выставка оглашается музыкой. Призывно раскрытый чемодан ждёт рядом платы за такое развлечение. Эта акция благотворительная и сопровождает выставки Ложкина в разных городах. Все собранные таким образом деньги художник отдаёт бабушкам города. Смогут ли нижегородцы быть щедрее питерцев, собравших 8 тысяч рублей, скоро узнаем. Выставка продлится до 7 апреля.

Конечно, Вася! Самый необычный российский художник рассказал, почему коты и колбаса приносят радость
© Нижегородская правда