Ростов-папа на экране. По ТВ покажут сериал про бандита Котелка

Эту идею для сценария продюсеры купили на кинофестивале «Бридж оф Артс» не глядя у соавторов: ростовского писателя Сергея Кисина и руководителя экскурсионного бюро Алексея Павловского. А теперь на экраны выходит 16-серийный фильм о криминальных событиях в Ростове в 20-е годы прошлого столетия. Сергей Кисин приехал в редакцию «АиФ-Ростов» и рассказал, как из исследования «История ростовской преступности с XVIII века» родилась киноэпопея и почему его так заинтересовала личность и судьба Станислава Невойта - первого малоизвестного начальника донского уголовного розыска. «Рыцари революции» Город Ростов уже почти полтора века имеет устойчивую репутацию южной воровской столицы России. Высокий титул «па­пы» к этому обязывает. Это, по сути, «визитная карточка» города, и кому, как не историку было бы правильнее всего разбираться, почему так произошло. Поэтому Сергей Кисин, чьей специализацией был Рим, решил обратиться к истории криминалитета. «Криминальная история Ростова - интереснейшая тема, в которую тесно вплелись политические, экономические и социальные потрясения, определившие своеобразный уголовный флёр, особую, ни с чем несравнимую его ментальность. Поняв суть этих явлений можно без особой боязни ошибиться заглянуть в душу каждого ростовца (раньше так называли ростовчан - Ред.): жёсткого, настойчивого, целеустремлённого, лихого, изворотливого, сообразительного, в меру наглого и не в меру выпендрёжного. Таким, каким его сотворил сам Ростов-папа», - говорит Сергей Кисин. Как и в любом явлении всегда интересен и значителен процесс зачатия. Тем более криминальной столицы России: период с конца XIX века до начала 30-х годов ХХ века, когда в стране уже сложилась чёткая уголовная структура, появился признаваемый всей босотой воровской закон и надзирающие за его исполнением воры в законе. Именно в этот период Ростов приобрёл профессионально-уголовную славу, отковал кадры настоящих криминальных легенд, стал папой. Сейчас Сергей Кисин работает над очередной своей книгой, рабочее название «Колыбель для Папы». Автор говорит: «Интересно зарождение двух параллельно развивающихся миров - с одной стороны, бурно растущий интернациональный город-купец, в котором умеют работать и торговать, где складываются сумасшедшие капиталы. Зерновая, табачная, мясная, конная, маслобойная, мукомольная столица империи, крупнейший порт России по ряду экспортной номенклатуры. С другой, именно наличие больших денег в Ростове и спровоцировало появление здесь тысяч мошенников, воров, грабителей, карманников, налётчиков, шарлатанов». В начале ХХ века в уже сложившемся устойчивом воров­ском мире Ростова произошёл глубокий раскол. В результате большое количество криминального элемента ушло из привычного для него бизнеса. «Февральская революция 1917 года перевернула представления чуть ли не всех сословий о порядке существующих вещей. В том числе и «рыцарей индустрии». Они ведь были по большей части не закоренелые урки-каторжники, а вчерашние разорившиеся ремесленники, мещане и крестьяне. Поэтому и поверили лозунгам Временного правительства о новой жизни, иных отношениях в обществе, формировании нового человека. Да и реально ведь торговому сословию Ростова было дешевле пожертвовать часть средств на деятельность Общества бывших уголовных и создание для раскаявшихся босяков рабочих мест, чем защищаться от них охраной, полицией, решётками и сейфами. Здесь был взаимный интерес, что и обусловило выход свыше 500 представителей криминалитета из воровской хевры. Другое дело, что после Октябрьского переворота приток инвестиций в Общество прекратился, и раскольники остались без помощи. Обратной дороги в подворотню для них уже не было, поэтому многие из них пошли служить в Красную армию. В том числе и бывший вор Станислав Невойт, ставший одним из первых и самых успешных глав ростовского сыска в 1920 году. Из воров - в сыск Итак, а что же известно о первом начальнике донского угрозыска? «Невойт - личность экстраординарная, ничуть не походящая на легендарного предателя всех и вся Ваньку Каина. Его скорее можно сравнить с не менее легендарным французом уголовником-расстригой Эженом Видоком, который организовал в Париже лучший сыск Республики в XIX веке. Информацию о Невойте собирали буквально по крупицам, она старательно вымарана теми, кого коробит мысль о том, что героический уголовный розыск в Ростове реально создавал бывший вор. Милицейские историки сразу выдвигают в основатели выдающегося сыщика Ивана Художникова, но он был далеко не первый. В начале 1920 года первых сменилось множество - одни не устраивали по политическим убеждениям (меньшевик Винберг), другие по моральным (Цуканов осуждён за взятки и торговлю вещдоками) и пр. О Невойте же ни слова. Заметим, если бы он был в чём-либо повинен, бывшего вора (а уголовников у большевиков было множество даже в ЦК) с удовольствием бы выставили на показ и с помпой осудили. Но здесь - тишина. И только сплошные благодарности от Донисполкома и руководства Донмилиции за успешную работу по поимке опасных преступников в адрес неназываемых сотрудников розыскного отдела Ростово-Нахичеванского ревкома (эти документы как раз сохранились)», - пояснил Сергей Кисин. Художников возглавил объединённый донской и ростов­ский розыск только в начале 1921 года, а с весны до декабря 1920 года имя главы сыска вообще не упоминается нигде... «Это как раз и было время бывшего сотрудника особого отдела (считай контрразведки, которую возглавлял латыш Роберт Зведерис) Первой конармии Станислава Невойта, назначенного в разваливающийся угро при разгуле бандитизма. Только потому, что сам он был из местных ростовцев, ибо до этого здесь были только пришлые слесари, типографы, фармацевты, железнодорожники, понятия не имевшие об оперативно-розыскной работе. Вот он и пригласил к себе в розыск тех, кого знал лучше всех - своих старых корешей-раскольников из подворотни. Именно они, знавшие в городе всё и, как воры, ненавидевшие бандитов-отморозков, за короткий срок ликвидировали опаснейшие банды Клима Туренко, Анатолия Стрижевского, братьев Иващенко из ещё дореволюционной шайки «Галеро», похитившей ради выкупа и убившей 13-летнего сына купца Дмитрия Дедова, и десятки других. Эффективная работа розыска удостоилась особой благодарности начальника милиции Фёдора Федякина, который отмечал: «преступность уменьшилась в 5-6 раз по сравнению с размерами её при градоначальнике и полицмейстерах...» Это ли не лучший показатель работы Невойта и его людей? Однако тут в Ростове разгорелась корпоративная война между руководством ДонЧК и Донисполкомом с партийными органами. Каждая из сторон стремилась скомпрометировать соперников. Партийцы добились снятия главы ДонЧК Павла Малкова, а чекисты в свою очередь «случайно» обнаружили, что креатура Донисполкома Невойт мало того, что бывший вор, так ещё и поляк (напомним, шла война Советской России с Польшей). В итоге, обоих просто «разменяли», и дальнейшая судьба Невойта покрыта мраком. Подчеркнём, никакого обвинения и суда над ним не было, иначе это обязательно бы оказалось в тогдашней прессе, которая отслеживала все подобные процессы. Чудовищное обаяние А вот как возникла идея экранизации истории Невойта. «Мы с моим другом-журналистом Алексеем Павловским давно интересовались этой тематикой. Даже организовали специальную экскурсионную программу по «Ростову-папе», в которой именно история Невойта была одной из составляющих. А на первом кинофестивале «Бридж оф Артс» в Ростове представили на сценарный питчинг синопсис этой истории для создания на её базе сериала. В нашу задачу входило объ­яснить, какие именно обстоятельства побудили героя уйти из криминала и стать на сторону закона. Политика, личная драма, месть. Идея понравилась продюсерам НТВ, и они с режиссёром Павлом Дроздовым взялись за создание фильма», - говорит Сергей Кисин. В сериале «Ростов» сыщик Козырев (его прототип Невойт) ведёт борьбу с бандой Котелка. «Банда «Налёт», которую возглавлял Василий Говоров по кличке Котелок, была одной из са­мых известных и кровавых для Ростова 20-х годов». - говорит Сергей Кисин. - «Они грабили зажиточных горожан, бывших царских чиновников, нэпманов. При этом проявляли удивительную жестокость и садизм даже по временам не самой гуманной Гражданской войны. Шайка наводила ужас на весь город, поэтому, вероятно, её и решили сделать главным антиподом Козырева. Однако последнее дело учить историю по кинематографу - слишком разные у них задачи. Реальность была несколько иной. Сам 19-летний Котелок - налётчик иной формации, популярной в начале 20-х годов. Чистый ростовец. Он был щеголеват, утончён, остроумен, избегал лишней крови. Некое подобие Арсена Люпена, Лёньки Пантелеева, Бени Крика. Для Котелка важнее было напугать обывателя, а не изувечивать его - тогда тот отдаст всё. Но у него был подручный Пашка Дух, из тамбов­ских крестьян - настоящий садист. Этот выкалывал жертвам вилкой глаза, отрезал половые органы - ему доставляли удовольствие их муки. Как раз они конфликтовали с Котелком из-за методов «работы», что не­однократно приводило к ссорам и жертвам среди бандитов. Вот как раз Пашку Духа милиционеры даже не стали брать живым - расстреляли на месте на новочеркасской «хазе». По мнению Сергея Кисина, играющему роль Пашки Духа Ивану Охлобыстину важно было совместить в образе оба эти типажа, чтобы показать весь ужас поствоенного бандитского беспредела: «Я бы так сказал, он чу­довищно обаятелен в этой ро­ли. Впрочем, как именно это получилось у создателей фильма, как сообщил мне Павел Дроздов, мы увидим только в апреле, когда сериал «Ростов» выйдет на НТВ».