Найти свой "Угол". Как в Казани разрушили стену между актером и зрителем
Пять лет назад режиссер и продюсер Диана Сафарова, продюсер Инна Яркова и директор музея-заповедника "Остров-град Свияжск" Артем Силкин создали в Казани фонд "Живой город". Идея фонда была в том, чтобы актуализировать современное искусство в городе, впустить в него новых участников. Спустя какое-то время стало ясно, что фонду нужна своя постоянная площадка. Так и появилась творческая лаборатория "Угол". Как формируется репертуар Площадка "Угла" вмещает до 80 человек. "Очень камерный формат, есть у нас спектакли, которые, например, вообще рассчитаны только на 45 человек", — говорит пиар-директор фонда Зоя Антонова. Есть спектакли и того меньше — на 32 человека, добавляет директор творческой лаборатории "Угол" Анжелика Фатхуллина. Сам "Угол" выступает платформой для эскизов спектаклей молодых режиссеров, а также спектаклей, которые впервые были представлены на театральных фестивалях. "У нас есть фестиваль "Город АРТ-подготовка", который проходит в Казани уже несколько лет. Каждый раз это определенная новая ступень в развитии современного театра. Он становится той площадкой, где аккумулируется эта сила. Часть эскизов могут превращаться в репертуарные спектакли творческой лаборатории "Угол", — отмечает Зоя. Например, спектакль "Мергасовский", который впервые показали на фестивале "Город АРТ-подготовка". Это была проекция прямо на стены Мергасовского дома в центре Казани. В окнах и на балконах здания герои спектакля рассказывали свои истории, проживали жизнь обитателей старого дома. "Очень интересная история, много судеб связано с этим домом. Был эскиз спектакля, созданный именно по рассказам жителей этого дома. Сейчас этот спектакль с его стен уже перешел в репертуар "Угла" и периодически показывается", — рассказала Зоя Антонова. На площадке "Угла" спектакль "Мергасовский" представлен в стиле site-specific theatre. Пространство зала разделено на две части, зритель смотрит на постановку с двух сторон. На сцене представлен макет того самого дома, и все истории разыгрываются уже в пространстве "Угла". Еще один местный фестиваль "Свияжск АРТель" подарил "Углу" спектакль "Единственный берег", добавляет Анжелика. Эскиз спектакля составлялся в Свияжске, а затем был перенесен на площадку творческой лаборатории "Угол". Судьба спектакля Судьба у спектаклей "Угла" разная: одни регулярно играются на его площадке, другие — из-за отъезда актера, изменения формата или по любой другой причине — уходят в историю. Один из репертуарных спектаклей творческой лаборатории — "Время роста деревьев" режиссера Регины Саттаровой — недавно был представлен на внеконкурсной программе фестиваля "Золотая маска" — "Маска плюс". "Это спектакль-променад, он проходит не в помещении, а на специальной площадке, там нет разделения на сцену и зрительный зал. Ребята уже несколько раз играли в разных городах — Бугульме, Петербурге, Москве, каждый раз они выбирают новую площадку. Хотя формат сайт-специфик не предполагает перемещения, именно этот спектакль каждый раз адаптируется под новую площадку", — рассказывает Зоя Антонова. Для этой постановки нужна особенная фактура в виде разрушенной деревни. В Казани он игрался на территории бывшего военного городка, а в Москве — в поселке Терехово, который планируется в скором времени снести. "Это тяжелая история — найти новое место и заново адаптировать историю, встроить ее в новую локацию". В репертуар "Угла" также входит спектакль режиссера Всеволода Лисовского, приглашенного из "Театра.doc", — по математической формуле под названием "Индивиды и атомарные предложения". Фактически история этого спектакля родилась из шутки — соучредитель фонда Инна Яркова поймала режиссера на слове, что она сделает постановку по формуле. В итоге получился спектакль. В течение всего спектакля пять человек-перформеров стоят около стены и передают поток своих мыслей. У зрителей есть наушники с передатчиком, в котором два канала. В первом звучит математическая формула, наложенная на особый бит, во втором в случайном порядке включаются перформеры, стоящие на сцене. У оператора спектакля есть набор карточек, в которых указано, на какое время и какой из перформеров включается в наушники. "На все это накладывается еще некая математическая формула, которая проецируется на стоящих на сцене. Вот это сочетание проекции, людей, того, как это включается, рождает каждый раз новые, смешные, трогательные, интересные моменты", — рассказал Зоя Антонова. Анжелика Фатхуллина отмечает, что при современной и экспериментальной форме спектакля он очень зрительский — один из самых посещаемых и любимых. При этом режиссер привлек для работы над спектаклем не только профессиональных актеров, но и любых желающих. Среди них есть артисты ТЮЗа, ученица 11-го класса, ИТ-специалист, студент истфака и курьер. По ее словам, это добавляет интереса к спектаклю, так как непрофессиональные актеры идут интуитивным путем. Театр — это диалог На таких площадках, как "Угол", нет стены между зрителем и актером, отмечает Анжелика Фатхуллина. Иногда зрителя это пугает, поэтому не занимают места в первом ряду, говорит она. Нет кулис, нет сцены, зритель находится очень близко к артисту, видит каждую его эмоцию. "От того, что появляются такие площадки, появляются такие форматы, у зрителей рождается интерес все больше и больше. Меня радует то, что всегда находятся люди, которые приходят впервые, зачастую с недоверием, опаской, любопытством. Есть и постоянные зрители. Часто зрители приносят какой-нибудь реквизит, ты начинаешь с ними разговаривать, они приходят на спектакль. Ты знаешь их по именам, встречаешь их как своих друзей", — рассказывает она. Важной частью работы лаборатории является диалог со зрителем, который проходит вживую сразу после спектакля и посредством соцсетей. "Мы очень тесно работаем с социальными сетями. У каждого зрителя мы собираем обратную связь. Если не лично, то потом в последующем в отзывах в соцсетях, в комментариях людей. Это кажется, что нас живет здесь 1 млн 300 тысяч человек, на самом деле Казань — очень маленький город", — добавила Зоя Антонова. По словам Анжелики Фатхуллиной, со зрителем очень важно говорить, потому что он может что-то не понять или не увидеть. "Если со мной поговорят как со зрителем, я, может быть, вернусь потом, посмотрю еще. По крайней мере состоится диалог, диалог в принципе в жизни важен. Спектакль — это диалог", — уверена она. Режиссеры важнее истории Ключевая особенность современных театральных постановок — это то, что в них заметно выросла роль режиссера, а не самого литературного произведения. Благодаря аудиовизуальным решениям, позволяющим ввести зрителя в саму историю, у режиссера появилось значительно больше возможностей, расширились границы. "Сейчас, когда мы говорим о каком-то современном театре, мы уже не просто являемся транслятором какой-то истории. Сейчас режиссер важнее литературной основы. Потому что именно он формирует высказывание во время работы с актерами, пространством, зрителями", — говорит Зоя. Кроме того, смыслы в спектакле могут формировать и художник, драматург, актер и даже зритель. Так, к примеру, получилось со спектаклем о Мергасовском доме. Сегодня у театра нет практически ни одного спектакля, который бы не предполагал интерактив, не говоря уже о том, что творческая лаборатория активно работает с иммерсивным форматом, который подразумевает полное погружение зрителя в постановку, в историю. Например, спектакль "Свидетели", который вырос из той же "АРТ-подготовки". Это иммерсивный спектакль, который занимает все пространство "Угла". "Актеров в этом спектакле нет, есть проводники, есть музыканты. Все, что делает актер, делают зрители. В этом спектакле весь документальный материал — это письма, которые читают зрители, получив свой номер. Отказаться они имеют право, у зрителя должна быть свобода, не каждый готов читать", — рассказала Анжела. Не прост и материал постановки, добавляет Зоя Антонова. Он рассказывает о репрессиях, о сложном периоде в жизни страны. "Это живые настоящие истории. Условия этого театра такие, что здесь сочетается все: и музыка, и формат, и работа с документами", — сказала она. Рустам Кильсинбаев