Ещё
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет

Найти свой «Угол». Как в Казани разрушили стену между актером и зрителем 

Найти свой «Угол». Как в Казани разрушили стену между актером и зрителем
Фото: ТАСС
Пять лет назад режиссер и продюсер Диана Сафарова, продюсер и директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» создали в Казани фонд «Живой город». Идея фонда была в том, чтобы актуализировать современное искусство в городе, впустить в него новых участников. Спустя какое-то время стало ясно, что фонду нужна своя постоянная площадка. Так и появилась творческая лаборатория «Угол».
Как формируется репертуар
Площадка «Угла» вмещает до 80 человек. «Очень камерный формат, есть у нас спектакли, которые, например, вообще рассчитаны только на 45 человек», — говорит пиар-директор фонда . Есть спектакли и того меньше — на 32 человека, добавляет директор творческой лаборатории «Угол» Анжелика Фатхуллина.
Сам «Угол» выступает платформой для эскизов спектаклей молодых режиссеров, а также спектаклей, которые впервые были представлены на театральных фестивалях.
"У нас есть фестиваль «Город АРТ-подготовка», который проходит в Казани уже несколько лет. Каждый раз это определенная новая ступень в развитии современного театра. Он становится той площадкой, где аккумулируется эта сила. Часть эскизов могут превращаться в репертуарные спектакли творческой лаборатории «Угол», — отмечает Зоя.
Например, спектакль «Мергасовский», который впервые показали на фестивале «Город АРТ-подготовка». Это была проекция прямо на стены Мергасовского дома в центре Казани. В окнах и на балконах здания герои спектакля рассказывали свои истории, проживали жизнь обитателей старого дома.
"Очень интересная история, много судеб связано с этим домом. Был эскиз спектакля, созданный именно по рассказам жителей этого дома. Сейчас этот спектакль с его стен уже перешел в репертуар «Угла» и периодически показывается", — рассказала Зоя Антонова.
На площадке «Угла» спектакль «Мергасовский» представлен в стиле site-specific theatre. Пространство зала разделено на две части, зритель смотрит на постановку с двух сторон. На сцене представлен макет того самого дома, и все истории разыгрываются уже в пространстве «Угла».
Еще один местный фестиваль «Свияжск АРТель» подарил «Углу» спектакль «Единственный берег», добавляет Анжелика. Эскиз спектакля составлялся в Свияжске, а затем был перенесен на площадку творческой лаборатории «Угол».
Судьба спектакля
Судьба у спектаклей «Угла» разная: одни регулярно играются на его площадке, другие — из-за отъезда актера, изменения формата или по любой другой причине — уходят в историю.
Один из репертуарных спектаклей творческой лаборатории — «Время роста деревьев» режиссера  — недавно был представлен на внеконкурсной программе фестиваля «Золотая маска» — «Маска плюс».
"Это спектакль-променад, он проходит не в помещении, а на специальной площадке, там нет разделения на сцену и зрительный зал. Ребята уже несколько раз играли в разных городах — Бугульме, Петербурге, Москве, каждый раз они выбирают новую площадку. Хотя формат сайт-специфик не предполагает перемещения, именно этот спектакль каждый раз адаптируется под новую площадку", — рассказывает Зоя Антонова.
Для этой постановки нужна особенная фактура в виде разрушенной деревни. В Казани он игрался на территории бывшего военного городка, а в Москве — в поселке Терехово, который планируется в скором времени снести.
"Это тяжелая история — найти новое место и заново адаптировать историю, встроить ее в новую локацию".
В репертуар «Угла» также входит спектакль режиссера , приглашенного из «Театра.doc», — по математической формуле под названием «Индивиды и атомарные предложения».
Фактически история этого спектакля родилась из шутки — соучредитель фонда Инна Яркова поймала режиссера на слове, что она сделает постановку по формуле. В итоге получился спектакль.
В течение всего спектакля пять человек-перформеров стоят около стены и передают поток своих мыслей. У зрителей есть наушники с передатчиком, в котором два канала. В первом звучит математическая формула, наложенная на особый бит, во втором в случайном порядке включаются перформеры, стоящие на сцене. У оператора спектакля есть набор карточек, в которых указано, на какое время и какой из перформеров включается в наушники.
"На все это накладывается еще некая математическая формула, которая проецируется на стоящих на сцене. Вот это сочетание проекции, людей, того, как это включается, рождает каждый раз новые, смешные, трогательные, интересные моменты", — рассказал Зоя Антонова.
Анжелика Фатхуллина отмечает, что при современной и экспериментальной форме спектакля он очень зрительский — один из самых посещаемых и любимых. При этом режиссер привлек для работы над спектаклем не только профессиональных актеров, но и любых желающих. Среди них есть артисты ТЮЗа, ученица 11-го класса, ИТ-специалист, студент истфака и курьер. По ее словам, это добавляет интереса к спектаклю, так как непрофессиональные актеры идут интуитивным путем.
Театр — это диалог
На таких площадках, как «Угол», нет стены между зрителем и актером, отмечает Анжелика Фатхуллина. Иногда зрителя это пугает, поэтому не занимают места в первом ряду, говорит она. Нет кулис, нет сцены, зритель находится очень близко к артисту, видит каждую его эмоцию.
"От того, что появляются такие площадки, появляются такие форматы, у зрителей рождается интерес все больше и больше. Меня радует то, что всегда находятся люди, которые приходят впервые, зачастую с недоверием, опаской, любопытством. Есть и постоянные зрители. Часто зрители приносят какой-нибудь реквизит, ты начинаешь с ними разговаривать, они приходят на спектакль. Ты знаешь их по именам, встречаешь их как своих друзей", — рассказывает она.
Важной частью работы лаборатории является диалог со зрителем, который проходит вживую сразу после спектакля и посредством соцсетей.
"Мы очень тесно работаем с социальными сетями. У каждого зрителя мы собираем обратную связь. Если не лично, то потом в последующем в отзывах в соцсетях, в комментариях людей. Это кажется, что нас живет здесь 1 млн 300 тысяч человек, на самом деле Казань — очень маленький город", — добавила Зоя Антонова.
По словам Анжелики Фатхуллиной, со зрителем очень важно говорить, потому что он может что-то не понять или не увидеть.
"Если со мной поговорят как со зрителем, я, может быть, вернусь потом, посмотрю еще. По крайней мере состоится диалог, диалог в принципе в жизни важен. Спектакль — это диалог", — уверена она.
Режиссеры важнее истории
Ключевая особенность современных театральных постановок — это то, что в них заметно выросла роль режиссера, а не самого литературного произведения. Благодаря аудиовизуальным решениям, позволяющим ввести зрителя в саму историю, у режиссера появилось значительно больше возможностей, расширились границы.
"Сейчас, когда мы говорим о каком-то современном театре, мы уже не просто являемся транслятором какой-то истории. Сейчас режиссер важнее литературной основы. Потому что именно он формирует высказывание во время работы с актерами, пространством, зрителями", — говорит Зоя.
Кроме того, смыслы в спектакле могут формировать и художник, драматург, актер и даже зритель. Так, к примеру, получилось со спектаклем о Мергасовском доме.
Сегодня у театра нет практически ни одного спектакля, который бы не предполагал интерактив, не говоря уже о том, что творческая лаборатория активно работает с иммерсивным форматом, который подразумевает полное погружение зрителя в постановку, в историю. Например, спектакль «Свидетели», который вырос из той же «АРТ-подготовки». Это иммерсивный спектакль, который занимает все пространство «Угла».
"Актеров в этом спектакле нет, есть проводники, есть музыканты. Все, что делает актер, делают зрители. В этом спектакле весь документальный материал — это письма, которые читают зрители, получив свой номер. Отказаться они имеют право, у зрителя должна быть свобода, не каждый готов читать", — рассказала Анжела.
Не прост и материал постановки, добавляет Зоя Антонова. Он рассказывает о репрессиях, о сложном периоде в жизни страны.
"Это живые настоящие истории. Условия этого театра такие, что здесь сочетается все: и музыка, и формат, и работа с документами", — сказала она.
Рустам Кильсинбаев
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео