Анатомия Театра.doc: что смотреть в самом знаменитом независимом театре города 

Анатомия Театра.doc: что смотреть в самом знаменитом независимом театре города
Фото: Москва24
1 апреля исполнился год с кончины основателя Театр.doc . Театр, переживший скитания и смерть своих создателей — спустя полтора месяца после Угарова ушла из жизни его жена и соратница , — открылся на новом месте. И это третий раз за четыре с половиной года. С 3 по 8 апреля здесь пройдет фестиваль «Охота за реальностью». Театральный критик Антон Хитров рассказывает, чем знаменит этот театр, и что у них нужно посмотреть.
Охота за реальностью Так называется лаборатория Театра.doc, где любой желающий может показать эскиз спектакля, выслушать советы жюри, доработать проект — и в конце концов при должном упорстве выпустить его в театре. Это же название прекрасно описывает работу «Дока» в целом. Изучать реальность и свидетельствовать о ней — миссия, ради которой драматурги Михаил Угаров и Елена Гремина создали старейший в Москве независимый театр. При этом политические спектакли, с которыми коллектив ассоциируется прежде всего, — лишь одно из направлений работы. Проект о супружеских изменах, полиамории или, скажем, старообрядчестве имеет такое же право выйти в «Доке», как и постановка о гибели .
У Театра.doc две базовых задачи: развивать язык документального театра и открывать новую драматургию. Скажем, технику «вербатим», которую придумали в лондонском Royal Court (если коротко — актер берет интервью у героя, а потом играет его на сцене), у нас популяризировал именно «Док»: сейчас вербатимные спектакли имеются чуть ли не в каждом мало-мальски театральном городе.
А еще из Театра.doc вышло как минимум не меньше звезд, чем из какого-нибудь профильного вуза. С коллективом так или иначе связаны десятки режиссеров и драматургов, которые сегодня формируют облик российского театра, — , , , , и многие другие.
С 3 по 8 апреля Садовническая набережная, 69 Билеты — 500 рублей на каждый день фестиваля Полная программа на сайте
Театр, который переезжает Относительно спокойная жизнь закончилась у Театра.doc в 2014-м. Департамент имущества Москвы разорвал договор аренды, по которому коллектив с начала нулевых занимал подвал в Трехпрудном переулке. Официальная причина — незаконная перепланировка: из соображений безопасности в подвале на месте окна сделали еще одну дверь.
В реальности же 30 декабря в театре показывали украинский документальный фильм о Майдане. Сеанс проходил в поддержку : его как раз недавно арестовали. В зал ворвались полицейские — им сообщили, что в здании бомба. Сотрудникам и зрителям велели покинуть подвал, помещение опечатали, и с тех пор Театр.doc там уже не работал.
С тех пор Театр.doc менял адрес еще два раза. Сценарий всегда примерно один и тот же: сначала волонтеры — актеры, режиссеры, драматурги и просто зрители — превращают совершенно неподготовленное помещение в театральную площадку, а спустя какое-то время собственник под неким предлогом разрывает договор аренды. Прошлой весной с разницей в один месяц умерли основатели театра, худрук Михаил Угаров и директор Елена Гремина — и сразу после этого команде пришлось готовиться к новому переезду.
За все эти годы коллектив ни разу не брал перерыв на поиски нового здания и стройку: спектакли продолжали идти на дружественных площадках. Гремина в шутку называла это «гастролями „Театра.doc“ в Москве».
Что посмотреть в «Театре.doc» О последнем (и лучшем за многие годы) проекте Михаила Угарова «Человек из Подольска», с которого началась поразительная театральная карьера драматурга Дмитрия Данилова, мы рассказывали — в подборке спектаклей по современным пьесам. Для знакомства с Театром.doc это идеальное начало. Ближайшие показы — 5, 17, 29 апреля и 12, 22, 29 мая. А вот еще четыре отличных спектакля.
"150 причин не защищать Родину" Кто поставил: Елена Гремина
Спектакль о Средневековье может обойтись без постановочных сражений, дорогих костюмов и громоздких декораций, если у вас есть действительно увлекательный текст — а пьеса Греминой про падение Византии захватывает не хуже «Игры престолов». Все герои — мужчины, но в постановке заняты только женщины: это нужно, чтобы зритель не смешивал артиста с персонажем. Битва Запада с Востоком и прочая геополитика волнует Гремину меньше всего. Ее предмет — это частный человек и то, как он принимает вызовы истории. В этой густонаселенной пьесе нет героев второго плана, каждый персонаж важен, поскольку он представляет какую-то стратегию поведения: кто-то предпочитает погибнуть, кто-то — перейти к врагу, чтобы вызнать его слабые стороны, кто-то действительно предает своих, но необязательно из трусости или жадности. Автор никого не осуждает, не занимает ничью сторону и не кормит вас политическими лозунгами: для вещи на исторический сюжет редкие качества.
Когда: 6 апреля и 14 мая "Война близко" Кто поставил: Елена Гремина
Антивоенное выступление в трех частях. Первая — дневник луганского предпринимателя Дмитрия Бела, наблюдавшего, как город шаг за шагом переходил от мирного времени к военному. Вторая — текст британского драматурга про войну в Сирии, а точнее, про войну СМИ, которые о ней пишут. Третья — документальная пьеса Елены Греминой о режиссере Олеге Сенцове и других осужденных с ним крымчанах. Спектакль из разряда тех, которые четыре с лишним года обеспечивают Театру.doc проблемы, и без которых он перестанет быть «Театром.doc».
Когда: 17 апреля и 6 мая "Лир. Клещ" Кто поставил:
Удивительная история артистки Марины Клещевой, которую она сама же и рассказывает. Кстати, это называется «свидетельский театр»: когда актер и персонаж — одно лицо. Прежде чем стать актрисой Театра.doc и сняться в «Ученике» Кирилла Серебренникова, Клещева отбыла два немаленьких тюремных срока: в первый раз, по молодости, связалась не с той компанией, во второй — не нашла себе места в свободной жизни. Возможно, был бы и третий, если бы в колонии рецедивистка не встретила неравнодушного психолога, не увлеклась театром и не стала звездой тюремной самодеятельности. Собственно, название «Лир-Клещ» — это спайка ее тюремной клички и имени шекспировского короля, которого она играла на зоне. Спектакль о том, чем должна, а чем не должна быть тюрьма и как искусство иногда все-таки делает мир лучше.
Когда: 19 апреля и 10 мая "Разорвите нашу связь" Кто поставил: Елена Гремина и 
Документальная пьеса молодого драматурга о тяжелейшей ситуации, у которой, казалось бы, вообще не может быть благополучного исхода: приемная мать-одиночка больше ни дня не готова жить со своей проблемной дочерью-подростком. «Разорвите нашу связь» — не только прямой разговор о сложных вещах, это еще и настоящий психологический театр самого высокого класса. Актриса Ольга Лысак так достоверно играет мать, что зрители вполне могут засомневаться: а это сейчас точно не взаправду? Самая невероятная сцена в спектакле — когда героини в реальном времени отвечают на спонтанные вопросы из зала: настолько правдоподобной импровизации вы больше не увидите нигде.
Когда: 20 апреля и 18 мая Все спектакли идут на новой площадке «DOC на острове» по адресу Садовническая набережная, 69
Видео дня. Российские актрисы, которых не отличить друг от друга
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео