Лицом к лицу с актёром. В Лицейском театре завершился «ЧАТ»
Новорождённый фестиваль решили сделать не конкурсным. Экспертный совет обсуждал каждый из представленных спектаклей, но не выделял победителей или проигравших. Фестивальная программа неофициально разделилась на две части: самостоятельные работы актеров Лицейского театра и постановки, уже имеющие сценическую историю (гостей фестиваля). В целом о «ЧАТе» можно сказать так: торжество актерской игры, провал режиссуры. В большом количестве работ именно нечуткая работа режиссеров загубила замечательный потенциал молодых артистов (нарочно или случайно в фестивале приняли участие только молодые артисты). Мнение зрителей За спектакли лицеистов можно было проголосовать, зрители высказали своё мнение: хотят ли они видеть каждую из постановок в репертуаре театра. Всего лицеисты представили на суд аудитории и экспертного совета четыре постановки, три из которых поставил художественный руководитель театра Сергей Тимофеев, и лишь Александр Боткин обратился за помощью к режиссеру омского ЦСД Сергею Захаркину, чтобы воплотить в жизнь моноспектакль по произведениям и письмам Владимира Маяковского «Маяк@». Именно этот спектакль стал самым сильным именно режиссерским высказыванием. «Маяк@», выстроен как литературная композиция из стихотворений и писем великого футуриста – причем композиция не самая гармоничная, но режиссёрское решение в спектакле весьма симпатично. Маяковский для Захаркина – это человек-эфир. До появления поэта на сцене красуется надпись «Нет сигнала», и лишь с приходом главного и единственного героя начинается «трансляция» - энергии и чувств большой души. Маяковский для Захаркина фигура весьма современная, пусть и появляется герой Александра Боткина сперва в каком-то довлатовском плаще с уродливым следом бутафорской крови в области сердца, но после внешний облик Маяковского изменится неоднократно – сначала он облачится в кигуруми собаки, а потом и вовсе переоденется в женскую юбку, воплощая собой то ли Лилю Брик, то ли изменившегося до неузнаваемости Маяковского. Характер поэта в представлении режиссера – роковый, об этом нам недвусмысленно говорит весьма удачное hard-музыкальное оформление спектакля. Герой нашего времени Владимир Владимирович перед зрителями из 2019 года явлен классным, смелым и сумасбродным, вполне героем нашего времени. Но несомненную, казалось бы, сценическую удачу утопило то, что спектакль был невероятно сырой и недоработанный. Судя по всему, у исполнителя было слишком мало времени, чтобы освоится в тексте и «присвоить» высказывания великого автора. Спектакль разваливался прямо на глазах, но несколько раз неожиданно склеивался вновь, когда Александр Боткин выходил на отрывки, к которым у него явно есть личное отношение (например, потрясающе красивая сцена в чтении «Флейты-позвоночника»). Было бы удачей, если б Александр Боткин доработал вместе с Сергеем Захаркиным спектакль, не оглядываясь на фестивальные дедлайны. Противоположенный расклад сил был явлен в спектакле «Царевна Лягушка», исполненном Ольгой Урлаповой (постановка Сергея Тимофеева). Невероятную актёрскую природу и проработанный, динамичный образ современной женщины, несчастной, столкнувшейся с жизненными трудностями, а также чуткий слух актрисы к неидеальному драматургическому материалу затмевало архаичное художественное оформление спектакля. Великолепная Ольга-Царевна Беспросветная история: мать 30-летней Татьяны попадает в больницу с тяжёлой формой инсульта, брат-зэк возвращается с зоны, на работе начальник недвусмысленно намекает на интим, а сама Таня годами живет «в коконе» - она закрыта от мира физически, потому что носит на теле огромный ожог в форме лягушки, всю жизнь она облачена только в закрытую одежду и кутается в шарф, чтобы никто не узнал о её внешнем увечье. Атмосфера тяжёлой социальной истории нагнетается уродливыми декорациями, вводящими в ступор, – девушка в комнате со столом, укрытым цветастой клеенкой делает бумажных журавликов и развешивает их вокруг, а над ней – две пары ангельских крыльев... Метафора плоская, неуместная в этом материале. А посреди всего невероятно лёгкая, оптимистичная, эмоционально динамичная Ольга Урлапова... Иллюстративным было художественное воплощение ещё в двух постановках Сергея Тимофеева: в «Зельде» героиня Анастасии Максименко, страдающая шизофренией, делился своей историей в кабинете психиатра, а рассказчик в спектакле «Иду я раз однажды по улице» в гримёрке, увешанной зеркалами, переодеваясь для каждого нового образа за ширмой, нанизывает на струю утекающего песка-времени в часах один за другим рассказы Зощенко, Аверченко и Чехова. И если в «Зельде» предполагается какое-то решение материала (есть очень точные пластические символы, которые могли бы раскрыть характер бывшей жены Френсиса Скотта Фитцджеральда, но они, к сожалению, не становятся лейтмотивом), то в спектакле Игоря Коротаева режиссёрской надстройки нет совсем, что позволяет считать это уморительно смешное представление скорее эстрадным чтением хорошей литературы, а не театральным высказыванием. Кстати, спектакль Игоря Коротаева стал абсолютным лидером зрительского голосования, так что, судя по всему, в Лицейском стоит ждать премьеры. О смерти - по-честному Из представленных в афише первого «ЧАТа» постановок других театров выделяется моноспектакль Марины Замысловой из новгородского содружества актеров «КАРМА» «А рыбы спят?». Пьеса немецкого драматурга Йенса Рашке устами 10-летней девочки заводит тонкий и очень честный разговор о смерти. Прекрасный образец европейской драматурги встретился с аккуратной и крепкой рукой режиссера и с невероятно пластичной актрисой, которая проживает первое столкновение маленькой девочки со смертью, ни на секунду не переключаясь на спекулятивный тон. Только чистые, звонкие интонации, светлый оптимизм и лёгкая грусть от соприкосновения с неведомым. Странно, что возрастное ограничение на этой детской истории стояло совсем не детское, ведь драматург наверняка задумывал эту историю как диалог с подростками. Первый сезон «ЧАТа» завершился на позитивной ноте, нам лишь остается ждать следующего фестиваля и новых актёрских соло.