Нармин Ширалиева: Год театра выявит болевые точки в театральной жизни Подмосковья

В регионе пройдет сразу несколько театральных фестивалей, в том числе Театральный карнавал, посвященный 220-летию со дня рождения Пушкина, и «Фабрика Станиславского». Кроме этого, будет модернизирован Московский губернский театр и завершена реконструкция «Стрелы» в Жуковском. О том, как муниципальным театрам нужно работать над репертуаром и почему постановки областных театров имеют большой успех у зрителей, в интервью РИАМО рассказала министр культуры Московской области Нармин Ширалиева. - Нармин Октаевна, этот год в России назван Годом театра. Сколько театров в Московской области и какая поддержка необходима театральным труппам Подмосковья? - У нас 22 муниципальных театра и 5 театров областного подчинения, а именно Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова, ТЮЗ под руководством Нонны Гришаевой, Ногинский театр драмы и комедии, главным режиссером которого является Елена Цыплакова, театр «Русский балет» под руководством Народного артиста СССР Вячеслава Гордеева и Театр кукол, который в этом году получил пять номинаций на премию «Золотая маска», за спектакль «Мойры Петроградского района». Мы, конечно, очень болеем за наших. В этом году будем развивать возможности для того, чтобы муниципальные театры больше ездили по области. Для этого нужно приложить определенные организационные усилия. Кроме того, они примут участие в «Пушкинском театральном карнавале», где покажут фрагменты спектаклей по произведениям Пушкина. Свою роль мы видим не только в том, чтобы помочь муниципальным театрам в осуществлении гастрольной жизни, но и в формировании репертуара. Сегодня работаем над тем, чтобы провести театральный форум – узкоспециализированный профессиональный диалог. Нужно решать вопросы в сфере менеджмента и взаимодействия со СМИ. Также мы помогаем нашим театрам в решении технических вопросов. Например, все спектакли ТЮЗа достаточно технологичные. Хочется, чтобы постановки с участием Нонны Гришаевой увидели, например, в домах офицеров, но, к сожалению, ни в одном из них полноценно сыграть спектакли ТЮЗа нельзя. Сейчас подбираем другие площадки. - Какие технические сложности возникают при гастрольной деятельности? - В советское время дома офицеров и дворцы культуры строились для проведения торжественных мероприятий и выступлений любительских коллективов. Театральные технологии сегодня предполагают серьезную машинерию, для которой не подходят такие залы. Если приезжают московские театры, то необходима доставка спецоборудования, света и так далее. Потому что речь идет не просто о музыкально-литературных композициях, а о полноценных спектаклях, где необходим большой объем света, звука и так далее. Я думаю, что мероприятия, посвященные Году театра, в частности, гастроли московских коллективов, выявят наши болевые точки, и мы поймем, что и где нужно изменить. - Будут ли областные театры в этом году комплектоваться новой техникой? - В этом году по поручению губернатора Московской области выделена субсидия на ремонт и переоборудование Московского губернского театра. Сейчас кресла и в большом, и в малом залах приходится ремонтировать после каждого спектакля. Для современного зрителя очень важна материально-техническая база театра. Надеемся, что за лето успеем полностью осуществить ремонт зрительской зоны, а также переоборудовать свет, звук, машинерию, пульт. Все это будет оснащено по последнему слову техники. Надеюсь, что обновленный МГТ в начале сезона посетит губернатор Андрей Воробьев. Кроме того, завершается реконструкция муниципального театра «Стрела» в Жуковском. Это здание - классический образец эпохи сталинского ампира, и мы привели его в порядок. В этом здании можно играть все – оно просторное, с огромными лестницами и большим backstage-пространством. Думаю, очень скоро мы его торжественно откроем. Труппа планирует открыться специальным действом, куда войдут фрагменты их самых успешных спектаклей.Безусловно, нам нужно беречь памятники советской эпохи. Одновременно необходимо искать новые формы и строить современные театральные здания. Такова стратегия на ближайшие годы. - На что ходят подмосковные зрители? Есть ли любимые спектакли? - Русский театр всегда строился на личностях, и зрители хотят видеть своих любимых артистов. Поэтому, если говорить про Московский губернский театр, то быстрее раскупают билеты на спектакли с участием Сергея Безрукова. Число зрителей растет с каждым годом и в Губернском театре, и в нашем ТЮЗе. Конечно, есть спектакли-фавориты и репертуарная политика. Например, спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» очень сложный, где занята вся труппа и оркестр. Он идет четыре с лишним часа, но это абсолютный хит. Его играют не только на своей сцене, но и в «Крокусе», и в Кремле, в день рождения и в день ухода из жизни Владимира Высоцкого. Высоцкий - это явление, а Сергей Безруков, сыграв его в фильме, придумал спектакль-полотно, где сюжет складывается из песен Высоцкого, которые перетекают одна в другую. Получился шлягер. На «Высоцкого» билетов не достать. Это один пример успеха. Другим примером успешных спектаклей являются постановки классики – они очень востребованы зрителем. Привлекательность театра, наверное, в том, что, с одной стороны, он абсолютно инновационен, а с другой, в хорошем смысле - консервативен. Есть вещи, которые были актуальны на сцене сто лет назад и в настоящее время. Меняется лишь их интерпретация. Например, пьеса Чехова «Чайка» в ТЮЗе, где играет Гришаева, или постановка Безрукова «Вишневый сад» - очень успешны. Другой хит Безрукова – «Сирано де Бержерак», спектакль очень немолодой. И даже несмотря на то, что сам Сергей Безруков Сирано уже не играет, - постоянный аншлаг. - Сколько театральных фестивалей пройдет в Московской области в этом году? - В первую очередь хочется рассказать о мероприятиях Пушкинского театрального карнавала, который посвящен 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Он начнется 6 июня. 22 муниципальных театра покажут фрагменты своих спектаклей по произведениям Пушкина, затем состоятся премьера «Русского балета» «Бахчисарайский фонтан» и оперный гала-концерт. 7 июня откроется фестиваль «Фабрика Станиславского» в Горках Ленинских, худруком которого является Сергей Безруков, и состоится презентация рок-оперы «Капитанская дочка». На этом фестивале нам хотелось бы создать атмосферу европейского уличного театра, пока его условное название - «Русский Авиньон». До сих пор фестиваль был больше представлен академическим искусством. Также летом обязательно будет «Опера у стен монастыря», а ближе к осени – спектакль «Сон в летнюю ночь». В данном случае под площадку планируется задействовать знаменитый храм в Дубровицах. Плюс есть целый ряд событий таких, как театральный форум, гастрольные показы, муниципальные фестивали. - На ваш взгляд, какими пьесами нужно привлекать в областные театры зрителей? - Сегодня театры не нуждаются в широкой популяризации – зритель сюда уже давно вернулся. Однако нужно, чтобы театральный продукт становился более качественным и в областных, и в муниципальных театрах. Есть великие комедии и русская традиция комедиографии, а есть так называемые бульварные пьесы, и ради последних не стоит вкладывать силы ни в областной, ни в муниципальный театр. Для этого существуют различные жанры - прекрасная масс-культура, эстрада, скетч. А театр призван работать с душой. В общем, хотелось бы, чтобы все наши театры работали над репертуаром, потому что, как показывает история театра, зритель идет на спектакли-долгожители и спектакли-шлягеры. Такие как постановки «Пушкин» или «Есенин» в МГТ - им много лет, но до сих пор люди не могут купить на них билеты. - Планируется ли привлекать известных артистов в Подмосковье, приглашать труппы знаменитых театров? - Один из ключевых проектов Года театра в Московской области посвящен памяти Олега Табакова и представляет собой возрожденную афишу московских театров на подмосковной сцене. По приглашению министерства культуры Московской области четыре популярнейших театра – МХТ им. Чехова, Театр Наций, Театр им. Пушкина и Театр Олега Табакова – покажут свои спектакли в разных городах региона. Что касается гастролей индивидуальных, то мы не будем диктовать художественному руководителю того или итого театра, кого из артистов приглашать. Как правило, известные артисты участвуют в работе региональных трупп, когда хотят сыграть определенную роль. Поэтому такие роли и актеров для них должны искать сами художественные руководители и режиссеры муниципальных театров.

Нармин Ширалиева: Год театра выявит болевые точки в театральной жизни Подмосковья
© РИАМО