В Омске был свой Большой театр, а первым в истории города стал Оперный дом
Три века театральной истории издали в книге, она стала частью антологии «Три века омской культуры». Проект посвящён становлению и развитию различных сфер культуры на омской земле, реализуется фондом «Духовное наследие». Выход книги совпал с Годом театра, объявленным в стране президентом России. Она передана в фонды библиотек и творческие коллективы. Авторский коллектив книги-альбома провёл большую работу. Главным редактором издательской серии стал писатель и журналист Юрий Перминов. Автор художественного оформления – дизайнер Ольга Павлова. Над изданием трудились заслуженный работник культуры РФ, член союза журналистов РФ, член союза театральных деятелей России, член секции критиков Омского отделения общественной организации «Союз театральных деятелей России» Лидия Трубицина и журналист, театральный критик, член союза журналистов и союза театральных деятелей России, заслуженный журналист Омской области Людмила Першина. Лекцию об истории театральной жизни Омска они прочти в Доме художников. Творческий союз мастеров кисти организовали выставку «Его Величество Театр». Оперный дом Ивана Андреева «Мы – журналисты, работающие в сфере культуры, - говорит Людмила Першина.- Но пока ты трудишься над книжкой, то невольно погружаешься в такие исторические глубины, и выплывают вдруг такие удивительные совпадения, невероятные параллели, такие драматически закрученные спирали, что начинаешь сопоставлять, анализировать. Невольно становишься историком». Ещё в веке 17-м, при дворе Алексея Михайловича, был придворный театр. По большей части, давали там мистерии религиозного характера. Европейский театр пришёл в Россию в 18 веке, когда наступила эпоха Петра I. Как раз та, в которую и возник на слиянии Оми и Иртыша город Омск. История эта немного театральная. Следуя царскому предписанию, экспедиция Ивана Бухгольца, с надеждой пробить дорогу «песошному золоту», начала продвигаться вдоль Иртыша. Следом начала воздвигаться цепочка крепостей вдоль реки. В 1716 году закладывается Омская крепость. Сначала деревянная, но в эпоху Петра Алексеевича всё делалось стремительно, вскоре на диком берегу появляются каменные строения. Петр I был человеком европейского воспитания, стремящийся Россию побыстрее ввести в лоно европейской культуры, он сделал большой рывок во всех сферах, в том числе в культуре. При нём начинается бурное развитие театрального искусства, появляются свои русские драматурги. В эпоху Анны Иоанновны, которая тоже любила театр, появляются российские труппы, правда, пока что выступающие нерегулярно. Дочь Петра Елизавета тоже показала себя покровительницей театра. При ней прибыл в Петербург Джованни Баттиста Локателли – актёр, певец и антрепренёр. Ставший потом первым русским оперным и балетным антрепренёром. В 1757 году его стала устраивать представления для императрицы и её двора. Театр Локателли получал из казны жалованье, играл на сцене театра у Летнего дворца: два раза в неделю за деньги – для публики, раз бесплатно для Елизаветы Петровны. В Омской крепости в ту пору руководил работами генерал Иван Шпрингер. Очень мудрый человек, прекрасно понимающий, что молодёжи, которая приезжает в дикие, необустроенные края, нужно непременно что-то, чтобы их подвигало к дальнейшему духовному развитию. «Лучшее средство – театр, где раскрывается воображение человека, - рассказывает Людмила Першина. - Опять счастливое совпадение – в 1764 году получает назначение в Омскую крепость молодой топограф Иван Андреев. Ему еще не было и 21 года. Он незаслуженно забыт, а его в своё время воскресил из небытия журналист Мудрик». Иван Андреев был прекрасно воспитан. Он родился в Тобольске, получил хорошее образование. В детстве он обучался у пленного шведа, кроме того, что знал инженерное дело, был способен к языкам. Так он научился играть на нескольких музыкальных инструментах, также получил первые уроки драматического искусства. Андреев сам ставил маленькие сценки. Крепость ещё строилась и обустраивалась, а у этих молодых топографов была чертёжная мастерская – отдельно стоящее строение. Оно и стало первым публичным любительским театром в азиатской части. Театр – это искусство здесь и сейчас. В Москве для труппы Локателли был построен Оперный дом. Свой чертёжный дом Андреев назвал также. В своём дневнике, который он назвал «Домовой летописью» он напишет об этом так: «В сию ж зиму, к рождественской неделе, учреждён от генерала был в чертежной оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий под смотрением и предводительством моим, причём на расходы со зрителей собиралось довольно денег и употреблялись на разные платья и уборы». Зима 1764-1765 годов стала первым сезоном Оперного дома Ивана Андреева. Ставились самые популярные в то время водевили, комические оперы. Для спектаклей шились костюмы, монтировались декорации, деньги на это собирали всем миром. В столь юные годы этот человек не побоялся взять на себя ответственность и стать, по сути, руководителем театра. Кстати, Фёдор Волков, который организовал первый в России публичный профессиональный театр в Ярославле (1756), был его ровесником. «Мы, омичи, получили какую-то удивительную инъекцию любви к театру, и, наверное, генетически как-то закодировалось и передалось потом последующим поколениям, - отметила Людмила Першина. - Сейчас, куда бы ты не приехал, говорят: «О, вы из Омска! У вас там такая театральная публика!» И только в превосходных степенях». Первый профессиональный В 19-м веке в Омск приезжают профессиональные труппы с антрепризами. Конечно, всё это ещё ложится на хорошую почву домашних театров. В это время ставят спектакли, например, в доме Капустиных. Была своя труппа в кадетском училище, потом ставшем корпусом. Более того, в остроге в среде осуждённых тоже давали представления. «Если отсчитывать, с чего пошёл профессиональный театр, то это было начало 1872 года, когда была объявлена общественная подписка – сбор денег – на строительство городского театра, - рассказывает Лидия Трубицина. - В 1874 году по проекту Эдуарда Ивановича Эзета было построено первое деревянное здание театра, в котором начала работать первая профессиональная труппа». В 1877 году здание сгорело, труппа работала в военном манеже, в общественном собрании, но общественность всё время требовала постоянного помещения для театра. В 1900-е годы был завершён конкурс на строительство каменного здания, автор проекта – Илиодор Хворинов. Много в его архитектуру, в украшение фасадов внёс Владимир Винклер. Он сделал все внешние украшения и бюсты Чехова и Толстого, а потом и символ –крылатого гения. 24 сентября 1905 года в этом здании впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор». В Омск приезжали очень известные тогда артисты, один из них – Мамонт Дальский, про который Алексей Толстой потом напишет в своём романе «Хождение по мукам». На сцене ставили пьесы Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина. Театр до революции был наполнен классическим содержанием, он развивался в русле общей российской театральной традиции. Театр драмы в 1920-е годы то назывался Большим. Революционные события привели к ломке всего театрального устройства. Театр в 1920-е годы то назывался Большим, то Сибирским государственным, через какое-то время – Первым государственным сибирским театром, потом Западно-Сибирким синтетическим. Продолжалось это всё до 1930-х годов, в СССР была проведена театральная реформа. Омский театр стал называться областной драматический и с этим именем он просуществовал до 1970- гг, потом он стал государственным театром драмы, в 1983 году добавилось академическим. «Развитие театрального искусства всегда было связано с конкретными личностями, - говори Лидия Трубицина. - Был Яков Киржнер, который поставил спектакль «Так начиналась легенда», в роли легендарного генерала Карбышева на сцене был народный артист СССР Александр Щёголев – единственный с таким высоким званием в Омске. Киржнер передал бразды правления Артуру Юзефовичу Хайкин, кот привлек очень много ярчайших артистов: это великая Татьяна Ожигова, про которую так и говорили «великая» без скидок на провинциальность. Приехали в наш город Алексей Теплов, Елена Псарева, Надежда Надеждина, Николай Чиндяйкин, Ножери Чонишвили, Елена Аросева. Чонишвили – не только яркая сценическая театральная фигура, но и общественный деятель. Он создавал Союз театральных деятелей, Дом актёра, который теперь носит его имя. Ещё целая плеяда артистов пришла чуть позже, некоторые играют до сих пор. Это Валерий Алексеев, Моисей и Наталья Василиади, Юрий Ицков. На эти имена специально ходили в драмтеатр. Ярчайшими стали спектакли Геннадия Тростянецкого, например, «У войны не женское лицо» получило Госпремию. Кстати, первая постановка в России пьесы Владимира Гуркина «Любовь и голуби» была осуществлена в Омске». Современный этап развития драмтеатра связан с именем легендарного директор Мигдата Ханжарова. При нём сформировалась элитарная труппа, при нём театр стал академическим. В Омске работал Борис Мездрич. Город наконец-то стал открытым, стали приезжать иностранные режиссёры, зарубежные театры. Спектакль по Кобо Абэ «Женщина в песках» с японской актрисой Араки Кадзухо в 1997 году завоевал сразу три «Золотые маски». Театр кукол и ТЮЗ До 1930-х годов драмтеатр был единственным театром, но в конце 30- х гг произошло расширение театрального пространства. Появилось ещё два: в 1936-м – областной театр кукол. Сначала он не имел ни здания, ни оборудования. Артистов было всего шесть человек, но, тем не менее, они начали работу. Был дан первый спектакль «Каштанка», кстати, куклы для этого театра приехали из Москвы из театра Сергея Образцова. В 1937 году на пионерском слёте, который проходил в городском дворце пионеров, была внесена резолюция с просьбой открыть в городе театр для юных зрителей. Инициативу поддержали, тем более, что по стране шла волна открытия таких учреждений. В Омске появился ТЮЗ. Поначалу он обитал в клубе им. Лобкова. Первый спектакль носил символическое название «Продолжение следует... ». Организацией театра занялись очень толковые люди. Они моментально смекнули, что вступать в конкуренцию с драмтеатром нет смысла. Они искали кадры в других городах. Были отправлены гонцы, и насобирали очень интересных людей, которые не побоялись с юга России приехать в далёкую Сибирь. Но великое дело – романтика, а театральные люди романтики в первую очередь. В предвоенное время в ТЮЗ прибыл молодой актер Вацлав Дворжецкий, хотя и по совершенно неромантическим причинам. Так получилось, что Омск в его сложной судьбе сыграл счастливую роль, потому что он в труппе театра юного зрителя стал играть первые роли. Яркий талантливый актёр моментально обратил внимание зрительской аудитории на себя. Появились публика, ходившая только на Дворжецкого. Становление пришлось на очень непростое время. Уже громыхало, в 1939 году в Европе начинается Вторая мировая, тучи сгущаются и вот полыхнула война. В 1941 году Омск оказался глубоко тыловым городом, сюда приехали оборонные предприятия с Украины, с запада СССР. Омский ТЮЗ освободил своё помещение под госпиталь, сам театр перебрался на Партизанскую. Рождённый Победой В это время в эвакуацию прибыл московский театр им. Вахтангова. До сих пор вахтанговская труппа театра хранит об этом времени самые тёплые воспоминания. Кроме них Омск принял Сталинградский театр музыкальной комедии. Зрелищность, яркая игра актёров привлекают зрителей на спектакли сталинградцев. «Казалось бы, «когда пушки стреляют, то музы молчат», но этого не случилось в Омске. Потому что человеку нужно, чтобы его что-то радовало. Он приходит в театр, смотрит оперетту, где-то нелепую, с князьями и барышнями, он отвлекается, погружается в сюжет, музыку, - говорит Людмила Першина. - К концу войны стало понятно, что такой театр Омск заслуживает. И надо отдать должное, в тех условиях, когда флаг Победы ещё не был поднят над рейхстагом, было принято решение создать в нашем городе театр музыкального направления. В 1947 году в Омске открылся театр оперетты, причем первым его директором стал Леонид Ицков – отец народного артиста РФ, любимого и популярного Юрия Ицкова. Хотя он получил питерскую прописку, но он – наш и говорит, что Омская драма – его лучшие годы». Удалось переманить несколько ключевых артистов из того же Сталинградского театра музкомедии. В частности, Валентину Яковлевну Тулупову. Благодаря ей, появился в Омске балет как жанр. Она сама была очень талантливая, яркая балерина. Первым спектаклем стало «Яблоко любви» – оперетта советского композитора Хейфа. Омичи полюбили этот театр, спустя годы театр трансформировали в музыкальный, но это случилось в 1982 году. Сейчас его здание называют в Омске «трамплином» из-за его особой изогнутой крыши. Правда, омичи старшего поколения часто вспоминают здание театра музкомедии, который располагался в дореволюционном здании общественного собрания. Об акустике и интерьерах его рассказывают исключительно хорошее. В этом театре появились удивительные артисты, сохраняя ауру театра, рождённого победой. 20 лет руководил музыкальным Арнольд Паверман, потом Виктор Лавров – человек с яркой сценической внешностью, прекрасными режиссёрскими способностями. Он и его жена блистали на сцене. Это были люди, которые предавали столичный блеск театру. Пятый и следующие В 1990 - е гг – новый виток в расширении театрального пространстрва. В 90-м году начал работать в Доме актёра Сергей Рудзинский. Потом его труппа стала называться Пятым театром. Они заявил о себе новыми постановками, и хотя Сергей прожил недолгую жизнь, но то, что он сделал, что оставил после себя, получило мощный импульс и было поддержано великолепным директором Александрой Юрковой. В 90-е годы появился ещё один театр. На Партизанской, где когда-то квартировал ТЮЗ, открылся театр с весьма демократичным названием – «Галёрка». Основал его Владимир Витько, который был актёром ТЮЗа. Драматический Лицейский театр возник в 1994 году на базе театрального класса лицея № 66 г. Омска: администрация города поддержала идею заслуженного артиста России Вадима Решетникова, мэром города Валерием Рощупкиным было подписано постановление об открытии первого в городе муниципального театра. В театре играли сами дети, а название этому придумали в духе Пушкинской поэзии – лёгкое и романтичное. Он стал называться «Лицейским». Первый театральный сезон начался с работы над спектаклем по произведениям, любимым всеми детьми: «Голый король» и «Белоснежка и семь гномов». У театра есть своё помещение, это здание, похожее на дворец в миниатюре. Театр «Студия» Любови Ермолаевой» появился в статусе профессионального в 1991 году. Любовь Иосифовна была омской театральной достопримечательностью, потому что она ещё в свои молодые годы создала знаменитый театр поэзии. С 1991 по 2013год она им руководила. Его появление стало своеобразным шагом признания заслуг и понимания, что необходимо расширение театрального пространства. У него есть своя публика. Это театр поэтический, иносказательный. У них хороший литературный слух, говорят критики. Много инсценировок по прозаическим произведениям. «Московские критики, которые приезжали в эти годы в Омск, когда рухнула страна, закрылись заводы, казалось бы, людям не до театров, а у нас театры полные, а в столице – нет. Может быть, неистребимая тяга омичей к театру помогала выжить и не утратить чувство, если не радости в жизни, то оптимизма», - говорит Людмила Першина. Тарский имени Ульянова и Калачинская «Сказка» Профессиональному театру стало тесно в областном центре. Один из них появился в Таре. Режиссёр Константин Рехтин забрал из Омска своих студентов, и, сначала на сцене Дома культуры, а потом и реконструированном под театр кинотеатре «Родина» стало работать новое культучреждение. Год рождения – 2006-й. Театр носит имя великого земляка Михаила Ульянова. Сам Михаил Александрович скептически отзывался об этой идее, открыть в городе с населением 27 тысяч, вдруг, театр. Но он оказался не прав. Уже сейчас сформировалось некое сообщество, которое формирует дух сибирского города. Сейчас у театр есть сценическая площадка в Омске. Её стал ДК «Рубин». И она тоже не пустует. Есть еще один театр – в городе Калачинске работает театр кукол «Сказка». В городе живёт около 50 тысяч человек, но каждый спектакль – аншлаговый. Спасибо Ивану Андрееву, говорят омичи, всё-таки он сотворил с нами что-то магическое. Зрительные залы наполнены всегда. «У нас очень здоровый зритель, - отметила Лидия Трубицина. - Мы отвергаем пошлятину, я бы назвала это здоровым консерватизмом, но при этом омичи любят художественное хулиганство, умеет оценить остроумные вещи».