Как Disney будет конкурировать за внимание аудитории с Netflix и Amazon
На выездной встрече совета директоров в Орландо, штат Флорида, в 2006 году двое топ-менеджеров Disney говорили о грядущих масштабных изменениях на рынке медиа, об изменениях, которые будут определены потребителями, которые получат невиданный ранее доступ к контенту. Как они будут реагировать на это? План Disney — выстроить сильные развлекательные бренды и франшизы, чтобы захватить внимание аудитории. Эти мысли - часть презентации «Disney 2015», подготовленной тогдашним финансовым директором компании Томом Стэггсом и корпоративным стратегом Кевином Майером. Эту презентацию создавали лет за десять до того, как Netflix в 2018 году ненадолго занял место Disney как самой дорогой медиа-компании мира. Именно эти мысли определили череду агрессивных приобретений, подобных сделке с Pixar Animation Studios 2006 года. Под эгидой Disney оказались собраны некоторые из самых популярных развлекательных брендов мира: Marvel Entertainment, Lucasfilm и 21st Century Fox. Они стали фундаментом для нового стримингового сервиса Disney+, о котором гендиректор Боб Айгер подробно расскажет в четверг на дне инвестора в студии Disney в Бербанке, штат Калифорния. Аналитики говорят, что коллекция блокбастеров и популярных телепередач Disney, дополненная недавним приобретением кино- и телеактивов Fox, дает компании конкурентное преимущество, которое должно помочь привлечь подписчиков — даже в условиях конкуренции с Netflix и Amazon Prime Video. Disney и Fox владеют правами на 47 из ста самых популярных фильмов в истории. Это в два раза больше, чем у их ближайшего соперника, Warner Bros., владеющего 20 хитами. В объединенной коллекции Disney и Fox — большая часть ста самых популярных телепередач (согласно рейтингу IMDB). Disney планирует использовать франшизы Pixar, Marvel и Star Wars для создания оригинальных шоу, которые будут выходить исключительно на Disney+. Речь идет, в частности, о сериале по вселенной «Звездных войн» «Мандалорец», мультсериал «Монстры на работе», в котором Билли Кристал и Джон Гудман вновь озвучат Майка и Салли, и сериал о персонаже Marvel, лучнике Соколиный глаз, с Джереми Раннером в главной роли. «Слияние коллекций Disney и Fox создаст невиданное сочетание великолепного, неповторимого и незабываемого контента», – сказал медиа-аналитик Майкл Натансон. Натансон предсказывает, что за первый год Disney+ привлечет 7,1 миллиона подписчиков, а к концу отчетного 2022 года это число вырастет почти до 24 миллионов. Остается вопрос о том, сможет ли компания-производитель контента, такая как Disney, противостоять технической мощи Netflix. Стриминг-сервис со штаб-квартирой в Лос-Гатос смог воспользоваться огромным массивом пользовательских данных, чтобы давать рекомендации, которые заставляют 139 миллионов подписчиков продолжать месяц за месяцем смотреть шоу на Netflix, и принимать программные решения. Прошлые цифровые проекты Disney оказались неудачными: например, DisneyLife, британским стриминг-сервис, запущенный в 2015 году, взимавший £10 в месяц за доступ к 400 фильмам и 4000 серий телепередач, а также к песням и книгам. Несмотря на снижение цены, он не смог набрать достаточное количество подписчиков. В ходе недавнего конференс-кола с инвесторами Айгер описал проект Disney+ как «приоритет номер один». Это серьезное изменение стратегии для Disney. Ранее компания помогала расти Netflix посредством выгодных многолетних сделок, как, например, соглашение 2012 года, в рамках которого стриминг-сервис получил эксклюзивные права на телепоказ новых и уже снятых фильмов, и также соглашение, заключенное годом позже и предоставившее Netflix доступ к коллекции супергероев Marvel: ABC Television Studio сняла оригинальные сериалы с использованием персонажей комиксов Сорвиголовы, Джессики Джонс и Люка Кейджа. Netflix по сути объединил множество телешоу, отметил Натансон. Неизбежный поток отказов от кабельного телевидения, вызванным появлением популярных сервисов вроде Netflix, привел к изменениям в Disney. Давний источник прибыли для него, ESPN, лишился 13 миллионов подписчиков по сравнению с пиковым значением 2013 года. Disney Channel также потерял миллионы платных телезрителей. Айгер изменил курс в 2017 году, объявив, что Disney уберет свой контент с Netflix и запустит собственный сервис в 2019 году. В августе 2017 года компания потратила $1,58 млрд на приобретение мажоритарного пакета акций в BAMTech, компании, основанной Главной лигой бейсбола и разработавшей технологию стриминга видео, которая станет основой Disney+. В декабре того же года Disney объявил о революционном решение приобрести большую часть Fox, что сделает Disney ведущей развлекательной компанией мира — и увеличит его библиотеку фильмов в преддверии битвы с Netflix. Сделка с Fox на $71,3 млрд, закрытая в марте, объединила «Людей Х» и «Фантастическую четверку» с остальной вселенной Marvel, добавила «Симпсонов» и «Ледниковый период» в коллекцию мультфильмов Disney и Pixar и перенесла четыре сиквела Джеймса Кэмерона к блокбастеру «Аватар» под знамя Disney. Кроме того, Disney получил контрольный пакет в стриминг-сервисе Hulu, у которого 25 миллионов подписчиков. В марте 2018 года Disney объявил о масштабных изменениях в корпоративной структуре — стриминговые проекты объединили под руководством Кевина Майера.До этого подразделения, занимающиеся кино- и телеконтентом, следовали разным цифровым стратегиям. «В зависимости от того, насколько агрессивно Disney планирует инвестировать, от его готовности согласиться на сокращение прибыли, у компании есть шанс стать серьезным конкурентом Netflix и Amazon Prime Video, — отмечает руководитель отдела бизнес-анализа GroupM Брайан Уизер. Перевод Натальи Балабанцевой