Войти в почту

Дурачества по Достоевскому в театре теней и полной темноте

Свой юбилейный 30-й театральный сезон театр драмы, музыки и поэзии "Балаганчикъ" отпраздновал очередной премьерой. Молодые артисты театра, совместно со студентами старших курсов театрального факультета, сочинили очень необычную, сложную и несколько мрачноватую аллегорию современного общества потребления, переосмыслив не особо востребованный в театральном мире рассказ Федора Михайловича Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Спектакль "Дурачок", премьеру которого саратовцы увидят в понедельник, 15 апреля, стал дебютной режиссерской работой молодой актрисы "Балаганчика" Дарьи Захаровой. В тандеме с художником Кириллом Каширцевым она постаралась перечитать классику при помощи соединения различных театральных средств: сценической пластики, кукол, виртуозной игры со светом и даже уникального для Саратова явления - театра теней. А начинается все с кромешной темноты, в которую неожиданно погружается камерное пространство сцены и весь зрительный зал. Дальше, по ходу действа, свет вспыхивает бликами и мерцает тоненьким огоньком свечи, то исчезая, то появляясь вновь. Именно под такой световой аккомпанемент звучит гитарная музыка и живое пение Данилы Шувалова, исполняющего легендарную композицию рок-музыканта Егора Летова "Про дурачка", а центральный персонаж - кукла-марионетка в виде маленького мальчика в смешном картузике - ищет себя, зачастую оказываясь в странных и страшных ситуациях. Созданный Дарьей Захаровой сценарий изобилует глубокими метафорами, для осмысления которых одночасового пространства спектакля явно не достаточно. Иногда так и хочется нырнуть в темноту и тишину, становящиеся полноправными участниками действа, чтобы вдуматься в образы безголового главы семейства, бесхозных пар обуви или говорящих куколок: если прислушаться, безликие головы повторяют рекламные слоганы, которыми напичкана жизнь современного человека. Работа над "Дурачком" началась давно, еще в сентябре. Однако основной ее пик пришелся на март. Впрочем, нынешняя редакция постановки не окончательная. Состоявшееся по окончании генеральной репетиции спектакля обсуждение со зрителями показало, что, несмотря на то, что новинка намерена прочно обосноваться в основном репертуаре "Балаганчика", она нуждается в доработке. Особенно взволновало публику чрезмерная погруженность зала во тьму, способное вызвать приступ клаустрофобии у особо чувствительного и неподготовленного зрителя, и отсутствие у композиции четкого финала. Но у команды, работавшей над созданием спектакля, нашлись свои аргументы. "Как известно, Достоевский - это свет настольной лампы, освещающей только часть большого пространства - пространства, в основном, темного. Мне было важно передать Достоевского именно в виде точечного света. Это было мое осознанное решение. Данную работу мы основывали на осколках наших воспоминаний, эпизодах из жизни. И хотелось бы, чтобы вы тоже обратились к своим воспоминаниям, своим мыслям, чтобы эта работа отозвалась у вас в сердце", - объяснила аудитории Дарья Захарова. Кроме того, очень кропотливая работа со светом, по мысли режиссера, оправдывается задачей передать зрителю реалистичное ощущение от постоянно обрывающейся в мозгу цепочки воспоминаний.

Дурачества по Достоевскому в театре теней и полной темноте
© САРАТОВ24