The Financial Times (Великобритания): в погоне за следующей «Игрой престолов»
За последние восемь лет, с тех пор как телесеть «Эйч-би-оу» (HBO) впервые представила вниманию американских зрителей войну между Старками, Ланнистерами и белыми ходоками, в Голливуде многое изменилось. Сегодня технологические гиганты, такие как «Эппл» (Apple), «Нетфликс» (Netflix) и «Амазон» (Amazon), тратят сотни миллионов долларов на создание того, что, как они надеются, может стать следующим мировым хитом. Но каков рецепт этого успеха? Один жанр правит бал «Прослушка» (The Wire), «Безумцы» (Mad Men) и «Во все тяжкие» (Breaking Bad) ознаменовали собой начало золотого века телевидения. И все же в сравнении с сериалами производства «Эппл», «Амазон» и «Нетфликс» эти отмеченные наградами американские драмы сегодня начинают казаться провинциальными. «После „Игры престолов" у людей вызывает восхищение все, что хотя бы отдаленно напоминает „Игру престолов"», — говорит Марк Гордон (Mark Gordon) голливудский продюсер с многолетним опытом, который в прошлом году продал «Нетфликс» права на адаптацию «Хроник Нарнии» Льюиса. Это лишь одна из десятков фэнтезийных эпопей, которые в настоящий момент запущены в производство: среди них экранизация «Властелина колец», предложенная «Амазон», версия культовой «Саги о ведьмаке» производства «Нетфликс» и «Удивительные истории» (Amazing Stories) Стивена Спилберга (Steven Spielberg), основанные на рассказах из передового для своего времени научно-фантастического журнала. «Блестящие истории в жанрах научной фантастики, фэнтези и приключений, как правило, легче всего преодолевают рамки культурных норм», — говорит Джесси Сисголд (Jesse Sisgold), главный исполнительный директор компании «Скайданс Медиа» (Skydance Media), которая снимает экранизацию серии романов Айзека Азимова «Основание» для нового сервиса «Эппл ТВ+» (Apple TV +). Романы Азимова о галактической империи, впервые опубликованные в 1940-е и 1950-е годы, оказали огромное влияние на создателей «Звездных войн» и «Звездного пути». «Они переносят вас в мир, который иначе вам не доступен, — говорит Сисголд, — и тем самым с легкостью вознаграждают мировую зрительскую аудиторию». Исследуйте новые вселенные В кинотеатрах по-прежнему господствуют супергерои, как можно судить по многолетним внушительным кассовым сборам фильмов о Железном человеке, Человеке-пауке и Бэтмене. «Мстители» (The Avengers) и фильмы, снятые по их мотивам, в том числе «Черная пантера» (Black Panther) и «Капитан Марвел» (Captain Marvel), собрали для компании «Уолт Дисней» (Walt Disney) более 15 миллиардов долларов в мировом прокате. Но поскольку большинство франшиз «Марвел» (Marvel) и «Ди-си» (DC) принадлежат исключительно их контролирующим компаниям «Дисней» (Disney) и «Эй-ти-энд-ти» (AT & T), другие продюсеры стремятся создавать свои собственные «вселенные» где-то еще. Самыми надежными считаются хорошо зарекомендовавшие себя бренды, которых в жанре фэнтези довольно много. Когда Гордон, президент медиакомпании «И-Уан» (eOne), вел сделку по «Хроникам Нарнии» для «Нетфликс», «суть заключалась в том, что в качестве сериала продаваться будет не один только фильм или одна книга. В Нарнии три тысячи персонажей. Это необъятные возможности». Правда спрос на такие истории уже может превышать предложение. «Дело в том, что нам доступно крайне мало интеллектуальной собственности, — говорит Гордон. — Поэтому, когда у вас есть всемирно известный бренд, как эти книги или „Властелин колец", люди сбегаются именно к нему». Космический бюджет В конце марта 2011 года у «Нетфликс» было 23,6 миллиона подписчиков — на тот момент этот сервис потокового вещания был доступен только в США и Канаде. Сегодня его аудитория в шесть раз больше, и в прошлом году компания потратила 12 миллиардов долларов на контент, который может пользоваться спросом на его 190 рынках. В процессе изменился сам способ, каким ведутся дела в Голливуде. Если раньше, прежде чем пытаться продать сериал за границу, в какую-то конкретную страну или регион, вещатели вроде «Би-Би-Си» (BBC) или кабельные компании, такие как «Эйч-би-оу», сначала показывали их на своих внутренних рынках, то теперь технологические платформы скупают права по всему миру. Однако, чтобы оправдать эти расходы, им приходится представлять зрителям мировые хиты. Обе динамики подпитывают друг друга, раздувая цены в процессе. «Чем больший резонанс вызывает тот или иной контент во всем мире, тем более оправданными являются дополнительные расходы на платформу», — говорит Сисголд. Но такой тип ведения бюджета создает проблемы, даже у компаний, подобных «Нетфликс». «Изыскивать контент становится явно дороже», — признался исполнительный директор потокового сервиса Рид Хастингс (Reed Hastings) на пресс-конференции в Лос-Анджелесе в прошлом месяце. Один из наиболее ярких примеров имел место в ноябре 2017 года, когда «Амазон» отбил у «Нетфликс» права на экранизацию «Властелина колец» Толкиена, что, по сообщениям, обошлось компании в 250 миллионов долларов за пять серий. По оценкам «Голливуд Репортер» (Hollywood Reporter), полная стоимость производства, включая кастинг и спецэффекты, может превысить один миллиард долларов. По словам «Нетфликс», оригинальные сериалы приносят сервису непропорционально большое количество новых подписчиков, обеспечивая доходы, которые, в свою очередь, способствуют увеличению инвестиций в эксклюзивный контент. Правда некоторые инвесторы обеспокоены тем, что, поскольку компания продолжает увеличивать свой бюджет на контент в соответствии с ростом числа подписчиков, данная модель работает только в том случае, если аудитория продолжает расширяться. Вот почему, когда в июле прошлого года «Нетфликс» обнародовала данные о количестве подписчиков и они оказались ниже ожидаемых, с точки зрения Уолл-стрит, ее акции за один день упали более чем на десять процентов. В то время как «Нетфликс» определяет себя скорее как медиа-, а не технологическую компанию, «Амазон» и «Эппл» финансируют свои телевизионные проекты, опираясь на гораздо более крупный бизнес — это означает, что они могут позволить себе понести убытки в течение более длительного периода, до тех пор пока люди будут покупать айфоны или подписываться на «Прайм» (Prime). Соберите талантливую команду Стивен Спилберг осудил «Нетфликс» за то, что компания не позволила фильмам, номинированным на «Оскар», таким как «Рома», сделать полноценный кинопрокат. Но, похоже, он не разделяет тех же опасений по поводу нового потокового сервиса «Эппл ТВ+», запуск которого состоялся в прошлом месяце. На нем как раз и присутствовал именитый режиссер вместе со своим коллегой по научной кинофантастике Абрамсом (JJ Abrams), актрисами Риз Уизерспун (Reese Witherspoon) и Дженнифер Энистон (Jennifer Aniston), бывшей звездой «Игры престолов» Джейсоном Момоа (Jason Momoa) и Опрой Уинфри (Oprah Winfrey). Поскольку линии фронта между «Эппл», «Амазон» и «Нетфликс» уже прочерчены, талантам Голливуда остается выбирать, на чью сторону встать. «Нетфликс» заключила контракты с ведущими шоураннерами, в том числе Шондой Раймс (Shonda Rhimes, создателем «Скандала» (Scandal) и «Анатомии страсти» (Grey's Anatomy) и Райаном Мерфи (Ryan Murphy, человеком, стоявшим за франшизой «Американской истории ужасов» (American Horror Story franchise), переманив их из традиционных американских телекомпаний контрактами с девятизначными цифрами. «Амазон» подписала аналогичную сделку с режиссером «Прочь» (Get Out) and «Мы» (Us) Джорданом Пилом (Jordan Peele). Если вы это сделаете, они придут Чтобы как можно больше зрителей узнали об их новой продукции, традиционные вещатели были вынуждены полагаться на рекламные щиты и интервью со знаменитостями. Но, как отметила Опра на мероприятии «Эппл» в прошлом месяце, айфоны находятся в «миллиарде карманов, вы все — миллиард карманов». Глобальный масштаб и прямые отношения с аудиторией, которые «Нетфликс», «Амазон» и «Эппл» могут предложить создателям контента — это совершенно новое явление в индустрии развлечений. Что самое важное, они контролируют домашние телеэкраны, что дает им огромное преимущество перед производителями, которые в распространении своего контента должны полагаться на местных или региональных вещателей. Именно так «Нетфликс» удалось обойти неудовлетворительные рецензии на фильм ужасов с Сандрой Буллок (Sandra Bullock) в главной роли, «Птичий короб» (Bird Box), который в итоге посмотрело около 45 миллионов зрителей. «Если вы действуете в мировых масштабах и у вас получается заставить людей посмотреть первый эпизод в глобальной сети распространения, вы можете обеспечить продукту огромную известность, — говорит Том Харрингтон (Tom Harrington), медиа-аналитик из «Эндерс Энелисис» (Enders Analysis). — Если они захотят сделать из этого хит, вероятно, им это удастся… Они могут поместить его в верхней части пользовательского интерфейса и навязать вам его силой». Скрестите пальцы Хотя «Эппл», «Нетфликс» и «Амазон» имеют возможность собирать данные о своей обширной аудитории с тем, чтобы предоставлять соответствующую информацию для запуска многомиллионных проектов, никто не может с точностью предсказать, что именно станет следующей «Игрой престолов». «Никто не знает, кого ожидает успех, — говорит Харрингтон. — Это загадка».