Возращение блудного сына в Венеции обойдется павильону России в 100 млн рублей
Венецианская биеннале современного искусства, крупнейшее смотр мирового искусства, открывается 11 мая и продлится до 24 ноября. Партнерами проекта в Российском павильоне, куратором которого выступает Эрмитаж, стали ОАО РЖД и ЦУМ Art Foundation, партнером открытия станет САО «Ингосстрах». Нижнее пространство павильона отдано проекту Александра Шишкина-Хокусая и студентов Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина, верхнее пространство займет видеоинсталляция режиссера Александра Сокурова, обладателя «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля 2011 года за фильм «Фауст». В своей биеннальной работе Сокуров использует сюжеты картин старых мастеров, в том числе «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Работы над проектом идут в Санкт-Петербургской Академии художеств, в Большом драматическом театре им.Г. Товстоногова и в Музее Стрит Арта. Финансовое и организационное управление выставочным проектом в России и Италии осуществляет фонд «Эрмитаж XXI век», независимый российский фонд поддержки проектов и программ Государственного Эрмитажа. Впервые за последние 20 лет государство отказалось от финансирования нашего павильона в Венеции. Для сравнения, бюджет проекта 2017 года составлял около 50 млн рублей, 7 млн выделило министерство культуры. Проект 2015 года — стоил €700 000, из них около €135 000 были государственными. И впервые в послевоенной истории Биеннале куратором национального павильона выступает не искусствовед, а институция, крупнейший государственный музей. Директор Эрмитажа, Михаил Пиотровский прокомментировал это так: «Эрмитаж — великий организм, он может сам все сделать, и сделать потрясающе. Обычно на биеннале всегда кто-кто командует, набирает художников. Но кураторы — не авторы. Эта игра противоположна музею. Музей очень мало навязывает, — он сохраняет и показывает».