Государственному театру кукол Киргизии исполняется 80 лет 

Государственному театру кукол Киргизии исполняется 80 лет
Фото: Российская Газета
Когда-то театр кукол имени Мусы Жангазиева гремел на весь СССР и входил в тройку лидеров среди советских детских театров. Сегодня же он переживает не лучшие времена и существует во многом благодаря энтузиазму и преданности сотрудников. За вывеской театра скрывается мир, живущий по законам собственного жанра.
Рождение сказки
Касса в виде сказочного домика, фотозоны с игрушками и галдящая ребятня создают в кукольном театре атмосферу вечного детства. Каждое воскресенье маленькие зрители приходят сюда за доброй сказкой. По мнению художественного руководителя учреждения Нурлана Асанбекова, театр кукол призван воспитывать в детях культуру и духовность.
— Каждый должен понимать, насколько важен детский театр. В этой среде ребенок получает все самые яркие впечатления детства, — поясняет худрук.
Создать спектакль для юных зрителей — ответственная и сложная задача. Сказка начинается с идеи и сценария. Затем режиссер вместе с художником-постановщиком решают, как должны выглядеть куклы и декорации. А уже производственному цеху потом дают подробные эскизы, выполнять которые нужно с точностью до миллиметра.
Кукол делают поэтапно. Начинают с самой важной части — головы. Ее формируют из пластилина. Потом отливают гипсовую форму, на которой лепят папье-маше. Получается легкая, но прочная заготовка. Далее механик делает каркас и соединяет его с головой. Потом следуют грунтовка лица и роспись. А швеи в это время изготавливают костюм для персонажа.
В театре сегодня работают около сотни человек — сценаристы, режиссеры, художники, швеи, осветители, звукорежиссеры и, конечно, актеры. Каждый вкладывает в создание сказки для детей частичку себя, и опять же у каждого — своя зона ответственности.
Нина Ставриди, к примеру, уже 36 лет заведует художественной частью. Она отвечает за изготовление кукол и декораций. Сидеть без дела Нина Никифоровна не умеет. Даже во время интервью она мастерит какой-то реквизит. Если выдается свободная минута, она обязательно помогает художникам.
— У меня постоянный план, — поясняет она. — К примеру, до конца месяца художники должны выполнить кукол, а затем возьмемся за декорацию. Также я решаю проблемы со сметой, закупкой материалов. Бывает, слежу, чтобы на сцене были установлены нужные декорации и во время спектакля помогаю со светом.
Как папа Карло
В художественных мастерских кипит работа. Повсюду куклы, части реквизита, отрезы ткани, пахнет клеем и краской. Мастера претворяют в жизнь идеи новых спектаклей, но при этом всегда остаются за кадром.
— Сложность каждой куклы зависит от требований режиссера, — поясняет Нина Ставриди. — Где-то нужна подвижность суставов, где-то — открывающиеся рот и глаза. Например, в спектакле «Не улетай» аист разговаривает, ходит, летает и даже крылья в полете задерживает. Им управляют сразу два актера. А с каждой куколкой из спектакля «Благодарный журавль» на сцене работают три человека: там все суставчики двигаются. Сделать этих кукол было сложно, но мы справились.
Азат Идрисов — потомственный художник. Когда-то, будучи еще мальчиком, он, приходя в кукольный театр на спектакли, не представлял, что будет работать здесь главным художником. А теперь собственными руками создает героев сказок. Этому он посвятил шесть последних лет.
— Мы делаем ростовых, тростевых, планшетных и паркетных кукол, — утверждает Азат. -Ростовые куклы одеваются на человека. Тростевых актеры водят за ширмой, паркетных — по полу, а планшетных — на столе. К сожалению, марионеточных технологий у нас нет. Работа в театре мне нравится смешением видов искусства. Здесь и живопись, и скульптура, и архитектура. А еще каждому спектаклю надо придать определенный стиль, а образу — характер. Это очень интересно. Кроме того, здесь атмосфера в коллективе теплая, семейная. Театр для меня стал вторым домом.
Часто перед художниками стоят непростые задачи — сделать кукол со сложной механикой и за короткий срок. В таких случаях мастерам приходится работать до глубокой ночи и использовать опыт, на первый взгляд к театру совсем не применимый. Один из таких многостаночников — художник-декоратор Жолдош Мамбеталиев — трудится в подвале театра, в цехах со множеством станков. Когда-то он работал токарем, фрезеровщиком и шлифовщиком, а последние 29 лет применяет эти умения в изготовлении декораций и механизмов для кукол — сверлит, пилит, вытачивает детали и сваривает металлоконструкции.
— Мне нравится изобретать конструкции и механизмы. Когда у куклы двигаются ушки, глазки или вода из носа течет, дети радуются. И нам тоже приятно, — улыбается он. Некоторым агрегатам в его хозяйстве по 50 лет, а они работают. Само здание театра тем временем разрушается от сырости. Об этом свидетельствуют подтеки и облупившаяся штукатурка на стенах подвала. Почти 30 лет здесь не было капитального ремонта. К сожалению, средств на это государство не выделяет. Приходится обходиться мелкосрочным ремонтом и смекалкой. Жолдош Мамбеталиев, к примеру, сам наладил отопительную систему в цехах, без которой здесь было бы невозможно работать.
Производство у художника-декоратора, кстати, безотходное. Болтики, гаечки, уголки, кусочки труб и проволоки, даже маленькие деревянные брусочки в конце концов находят применение.
— Некоторым куклам по 20-30 лет, а они до сих пор работают, потому что мы стараемся содержать кукол в хорошем состоянии, особенно на кассовых спектаклях, — добавляет мастер.
Героев на сцену!
— Кукольному театру подвластно все. Он может быть очень интересным, глубоким и разносторонним. Этот театр не имеет границ, — уверен худрук театра , который год назад пришел сюда из драмтеатра.
Безграничны и варианты подачи каждого нового спектакля, но нужно выбрать единственно верный. Поэтому сначала режиссер с актерами подробно разбирает пьесу, определяет сверхзадачу и задачи персонажей. Затем начинаются репетиции. На сцене вычерчиваются конфликты и внутренние преобразования героев. Цель режиссера — создать целостную, глубокую и эмоциональную историю. В этом огромная роль принадлежит актерам.
— Кукла не может соперничать с человеком, но иногда и человек не может соперничать с куклой, — утверждает актриса, заслуженная артистка Киргизской ССР Валентина Анникова. — Иногда зритель удивляется: как мы смогли оживить куколку? А мы, актеры, радуемся тому, что смогли это сделать.
Валентина Васильевна посвятила театру кукол почти 50 лет и уже не представляет жизни без игры и, конечно, без маленьких зрителей.
— Вы не представляете, какое это счастье! Заходят маленькие детки друг за другом, по два человека, и кричат: «Здравствуйте! Здравствуйте!», — смешным детским голосом восклицает артистка. — Перед спектаклем я выхожу с ними поиграть. Подняли ручки-веточки, зашевелили пальчиками-листочками. И вдруг налетел сильный ветер, подул и улетел. Выглянуло солнышко-колоколнышко. Солнышко улыбается, а наша сказка начинается.
Кстати
За 80 лет в театре создано около 400 спектаклей. И подготовка новых не прекращается. Недавно репертуар театра пополнился тремя новинками: «Не улетай», «Приключения зайчонка» и .
Справка «РГ»
Театр кукол имени Мусы Жангазиева основан в 1939 году. С 1945 года он двуязычный. Сегодня это единственный театр в республике, где есть русская и киргизская группы.
Видео дня. Почему звезда «Неуловимых мстителей» ушла из кино
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео