Императрица на сцене и казачка в кино: ушла Элина Быстрицкая
Для миллионов людей имя Элины Быстрицкой связано только с одной ее киноролью, зато какой! Это Аксинья из фильма Сергея Герасимова "Тихий Дон" по роману Михаила Шолохова (1958). Не секрет, что многие актеры чувствуют обиду на зрителей, когда те "приклеивают" к ним образ единственного персонажа: но я же еще столько сыграл, недоумевают они. Элина Быстрицкая никогда не сетовала на почти вселенскую любовь к ее Аксинье, – любовь, не испытанную ею ни в какой другой роли ни до, ни после "Тихого Дона". Актриса умела принимать жизнь такой, какая она есть, но и творить ее собственными руками по собственным и всегда строгим принципам. Этот характер – мягкий и твердый одновременно – в полной мере продемонстрировала и экранная Аксинья. Быстрицкая лепила образ казачки во многом по собственным воспоминаниям о женщинах, которых видела во время войны, и о мужчинах, войной покалеченных, когда работала санитаркой в госпитале. Она обучилась уверенно держаться в седле – при страхе лошадей – и, не расплескивая воды, носить на коромысле полные ведра. Быстрицкая в роли Аксиньи даже пыталась погасить свою слишком эффектную для простой деревенской жительницы природную красоту. Но вот это, кажется, ей так и не удалось! Царственную красоту, притом такую, которую, как говорят, "любит камера", а в театре называют "даром сценической красоты", Элина Быстрицкая сохраняла до последних лет своей жизни. Эта жизнь мало была связано с кино – Элину Быстрицкую надо было видеть на сцене. Первая по положению актриса в труппе Малого театра, отдавшая ему десятилетия жизни, Быстрицкая оказалась в нем и последней из народных артисток СССР. Малый театр был ее театром по духу, по существу, она ценила его как бастион русской театральной традиции. В молодости Элина Быстрицкая не только застала на сцене, но играла в одних спектаклях с великими Верой Пашенной и Еленой Гоголевой, Михаилом Царевым и Михаилом Жаровым. Она была нитью в очень важной для всякой культуры ткани, которая объединяет, словно живописное полотно, историю и современность и дает всему лучшему из прошлого вечную жизнь…