Искусственное солнце и укрощение воздуха: фильмы студентов «Стрелки» о будущем Урала

В марте студенты «Стрелки» отправились в экспедицию на Урал — главный индустриальный центр России. Под руководством австралийского архитектора и режиссера Лиама Янга они исследовали автоматизированные ландшафты и дикую природу региона. Результатом филдтрипа стали семь короткометражек об автоматизированном мире Урала. Отрывак из фильма «Аэроформинг» Студенты побывали на полностью автоматизированных производствах Челябинска и Сатки, посетили один из самых загрязненных городов России — Карабаш, и столкнулись с дикой природой Таганайского национального парка и озера Тургояк. В своих фильмах исследователи изучают зоны отчуждения человека, размышляют о машинных ландшафтах. В поездке к студентам присоединился Натан Су, дизайнер и кинорежиссер из лаборатории Forensic Architecture, который провел воркшоп по пост-продакшну. ХОРОВОД Шаг в пустоту Светлана Горлатова, Нашин Махтани, Елена Шаповалова, Марк Уилкокс Вокруг истории возникновения священных пейзажей Урала существует множество мифов. Они формируют ценности, на основе которых мы взаимодействуем друг с другом и природой. «Когда одна гора поднимается к небу, другая высекается в недрах земли, образовывая пустоту». Так гласит «миф о терраформировании» — зависимости окружающей среды от меняющихся ритуалов людей. Фильм «Хоровод» поднимает вопрос о том, как наше восприятие безжизненных территорий может изменить их будущее. ЛЮМЕН Сезоны пост-антропоцена София Пиа Беленки, Ольга Чернякова, Дон Тороманофф, Ксения Трофимова «Люмен» напоминает о том, что раньше мы поднимали глаза и разглядывали Большую Медведицу, а сегодня звездное небо подменяет натриевое свечение фабрик и желтые цвета искусственных ферм. «Солнце» в теплице садится в 8.30 утра. Когда наступает день, натриевый свет ламп темнеет. На ферме смена дня и ночи автоматизирована — лампы сияют так ярко, что создают новое солнце, продлевая световой день до глубокого вечера и стимулируя выработку хлорофилла у растений. Путешествие туда, где никто никогда не умрет Александр Гейсман, Олеся Коваленко, Анна-Луизе Лоренц, Глеб Папышев, Игорь Сладольев «Путешествие» состоит из двух параллельных историй. Вместе с камерой зритель блуждает по диким природным просторам и автоматизированным производствам. Голос за кадром рассказывает вторую историю: юнец в стремлении избежать смерти отправляется на поиски места, где никто никогда не умрет. На своем пути он встречает трех стариков, и каждый из них предлагает ему долгую, но не вечную жизнь. В финале герой и зритель встречаются в «Замке Вечности». Время останавливается в священных залах с техникой, а за их стенами творится хаос и энтропия. ПРОМДУХ Урал — новый Непал Мария Анаскина, Григорий Черномордик, Мария Федорова, Георгиос «Джордж» Папаматфаякис Пережив период тяжелой индустриализации во времена Второй мировой войны и новую волну автоматизации в XXI веке, Урал вышел за пределы постиндустриального периода. Горнодобывающая промышленность, химическое производство и транспортные заводы существуют здесь в гармонии с сельским хозяйством. Авторы «Промдуха» заявляют — пока весь мир стремится к равновесию между экологией и технологиями, на Урале уже сложился сбалансированный «дух производства», где техника соседствует с природой. СИМФОНИЯ Ритм везде Артем Никитин, Наталия Тышкевич, Энтони Яник, Хира Зубери Считается, что симфония высвобождает ритм и создает новый способ взаимодействия, в данном случае взаимодействие человека с машиной. Ритм, сложные сочетания медленного и быстрого в фильме приравниваются к артефактам археологической экспедиции вблизи уральских границ. Так биофизические процессы, социальные ритмы и механические движения проходят через фильтр постоянно развивающихся технологий. МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА Там и повсюду живет хозяйка и её искусственный разум Наби Агзамов, Антония Бурхард-Левин, Провайдс Нг, Алексей Янситов Хозяйка Медной горы, покровительница шахтеров, долгое время управляла богатствами Урала. Шахтеры поклонялись и служили ей в обмен на частички ее сокровищ. В один день пришли люди, стремящиеся к власти во имя «Великой красной мечты». Их обещания вытеснили веру шахтеров в великолепие хозяйки, а у подножья горы появились машины, бетонные сваи и трубы с дымом. Рискуя остаться забытой, хозяйка обрела новый облик, а вместе с ним и искусственный разум. АЭРОФОРМИНГ Каждый твой вздох Эли Жотева, Валдис Силинс, Евгения Ванюкова Авторы проекта размышляют о способности воздуха воспринимать и изменять информацию. Воздух не подчиняется законам государств и рынка, но требует обработки и разборчивости. Такое «укрощение» воздуха показано серией изображений в разных масштабах: государств, рынков, земного шара, тел и молекул.

Искусственное солнце и укрощение воздуха: фильмы студентов «Стрелки» о будущем Урала
© Strelka Magazine