"Чистый лист". Семейная история Натальи Аринбасаровой
«...Только на тебя у меня была надежда, что ты мне в старости кружку воды подашь», – вздыхала Таточка, глядя, как Наташа собирает чемодан. Наташе жаль было свекровь Наталью Петровну, как жаль было и уютного михалковского дома в Николиной Горе. Но что делать, ведь они с Андреем Михалковым-Кончаловским только что официально развелись. Костюмер, не спросясь, отхватила ножницами ее роскошные волосы Если бы второй режиссер картины «Первый учитель» – дипломной работы молодого режиссера Андрея Кончаловского – не забыл записать фамилию девушки, выбранной на главную роль, возможно, выпускница балетного училища Большого театра Наталья Аринбасарова не стала бы известной актрисой. Но он забыл, и, когда позвонил в училище, на другом конце провода охотно подсказали: «Вам, наверное, Наташа Аринбасарова нужна?» «Точно, она!» – обрадовался режиссер. На съемках «Первого учителя» Аринбасаровой было 18 лет// фото: киностудия «Мосфильм» Девушка показалась Андрею Кончаловскому незнакомой, и он несколько минут сосредоточенно ее разглядывал, а потом уточнил: «Есть у вас в училище еще девушки из Казахстана?» «Целых пять!» – заявила простодушная Наташа, не подозревая, что именно сейчас решается ее судьба. Переполошив балетное училище, киношники, как водится, куда-то пропали. Прошло четыре месяца, Наташа уже и забыла об этом, как вдруг на ее имя пришла телеграмма из города Фрунзе. Ее вызвали на кинопробы. Мама была категорически против того, чтобы дочь променяла балет на кино. Педагоги были такого же мнения: «Кто же не знает, как в кино портят девочек, ломают им судьбы?» Наташа послушалась взрослых и дала телеграмму с отказом. Кончаловский позвонил сразу. Сначала орал и ругался, потом перешел на уговоры, а затем стал умолять Наташу: ведь он провалит диплом, если она не приедет. Мама полетела во Фрунзе вместе с Наташей. Художник картины Михаил Ромадин, придирчиво оглядев будущую героиню, нашел ее слишком рафинированной. «Надо ее фактурить», – решил он. Наташа читала повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель» и знала, что ей предстоит сыграть девочку-сироту. Но когда ее одели в несуразное платье, вымазали лицо темным гримом, остригли коротко ногти и загнали под них «грязь», а потом костюмер, не спросясь, – раз! – отхватила ножницами больше чем наполовину ее роскошные черные волосы, заплела их в косички, а на макушке взбила колтун, – Наташа пришла в ужас. А Ромадин спичкой прожег несколько дырок на жилетке, а потом, хорошенько потоптав ее ногами, протянул Наташе: «Надевай!» Андрей Кончаловский на площадке фильма «Первый учитель»// фото: киностудия «Мосфильм» Кончаловский ее назвал «чистый лист бумаги» Когда съемки подошли к концу, Наташа загрустила: что же дальше? А вдруг не будет ничего? По вечерам они с Андреем гуляли, уходили далеко в степь. В свои 26 лет Андрей был блестяще образован, столько всего знал, что завораживал ее своими разговорами. Временами они целовались. А иногда вместе слушали пластинки Баха на проигрывателе «Юность». 20 августа всей съемочной группой отмечали день рождения Андрея, а через месяц – Наташино 18-летие. Потом Андрей улетел в Москву показывать отснятый материал, а Наташа мучилась неизвестностью: вдруг не вернется? Но он вернулся. «Я ехал в троллейбусе по улице Горького, вспоминал тебя, – сказал он Наташе, – и меня осенило: я должен на тебе жениться». Под Новый год, когда натурные съемки были закончены, Андрей отправил жену в Москву к своим родителям, а сам должен был прилететь следом. Вместе с Наташей он передал письмо для мамы. Только через несколько лет свекровь показала Наташе, что там было написано. «Мамочка, – писал Андрей, – посылаю тебе чистый лист бумаги. Что мы на нем напишем, то и будет». На Венецианский кинофестиваль поехала в бриллиантах свекрови Фильм «Первый учитель» прошел в Москве незаметно. Андрей уже приступил к новой картине, как вдруг новость: фильм будет показан на Венецианском кинофестивале! Наташа к тому времени была женой Андрея, у них родился сын Егор… У Наташи и ее свекрови Натальи Петровны в последние дни перед отъездом на фестиваль голова шла кругом – нужно было успеть сшить наряды. Наталья Петровна не пожалела для невестки свой отрез черного лионского бархата, а в комиссионке удалось достать отрез серебристой парчи, и очень дорогая мастерица взялась сшить платья в кратчайший срок. Из парчи сшила длинное вечернее, а из бархата – маленькое со шлейфом. Под бархатное платье Наталья Петровна одолжила Наташе бриллиантовую брошь и серьги с жемчугом и бриллиантами. Под парчовое – старинную брошь с изумрудами, рубинами и сапфирами в стиле рококо и серьги с изумрудами. Но это еще не все. В те годы только начала входить в моду норка, и Наталья Петровна презентовала невестке свой палантин из голубой норки, в который маленькая Наташа, против крупной и высокой Натальи Петровны, могла просто запеленаться с головы до ног. «Первый учитель» имел оглушительный успех. Западная пресса назвала Кончаловского «русским Куросавой». Прошел слух, что приз за лучшую женскую роль получит скорее всего Наталья Аринбасарова. Наташе не верилось, ведь соперницами были мировые звезды: Джейн Фонда, Ингрид Тулин, Джулия Кристи. Слух оказался верным. В день закрытия фестиваля, когда были оглашены имена призеров, на Наташу свалилась оглушительная слава. Ее без конца снимали, брали интервью. Ей приходилось даже отвечать на вопросы, какая у нее с мужем квартира и машина. Западных репортеров интересовало всё, ведь актриса приехала из СССР. – Сколько у вас вечерних туалетов? – не унимались они. – Я не могу даже сразу подсчитать, – изо всех сил выкручивалась Наташа. Венеция, Средиземное море, шикарный отель, вокруг одни знаменитости, и среди них она, Наташа, еще два года назад никому не известная выпускница балетного училища. А рядом муж, любимый, талантливый… Как она была счастлива! Аринбасарова сама подала на развод Наташа поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова. Помимо этого, начала заниматься французским. Андрей говорил, что хочет, чтобы жена стала одной из самых образованных и интересных женщин, чтобы окончила еще и Сорбонну. Когда Наташа вошла в семью Михалковых, не представляла себе, насколько та влиятельная. Знала, конечно, что Сергей Владимирович Михалков – детский писатель, автор «Дяди Степы». А позже узнала, что перед автором Гимна Советского Союза открыты любые двери. Его супруга Наталья Петровна – дочь известного художника Петра Кончаловского и внучка живописца Василия Сурикова, поэт и переводчик. После нескольких лет, проведенных в балетном училище, где была железная дисциплина, где девочек одевали за государственный счет в одинаковые платья и пальто, Наташа наслаждалась жизнью в семье Михалковых. Они жили празднично, многолюдно, весело. Наташа полюбила дачу в Николиной Горе – большой деревянный дом с изразцовой печью и мебелью из карельской березы. Приятно было просыпаться по утрам от щекочущего ноздри аромата свежесваренного кофе и домашних пирожков. Михалковы и Кончаловские на даче в Николиной горе Андрей снял фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», и картина легла на полку. Фильм был искалечен цензурными переделками и поправками и затем запрещен. Настоящая премьера состоялась только в 1988 году. Наташа тогда еще не знала, что это первая трещина в ее семейном благополучии. Андрей становился все более раздражительным и все больше замыкался в себе, по вечерам слушал «Голос Америки» и Би-би-си. Наташа догадывалась, что он несчастлив. Близость, которая была в первые годы, стала куда-то исчезать. Наташа нередко чувствовала себя лишней рядом с мужем. Она первая подала на развод. Андрей сопротивлялся, ведь она еще не встала на ноги. Спрашивал: что она будет делать одна с ребенком? Наташа грустно отшутилась: «Уеду воевать во Вьетнам». Через несколько лет Андрей женился на француженке и уехал из СССР. Снова выбрала родину и осталась одна После развода актриса Наталья Аринбасарова не потерялась. Фильмы «Ташкент – город хлебный», «Джамиля» закрепили ее успех. Сергей Аполлинариевич Герасимов не приветствовал, чтобы его студенты снимались, но для Натальи, призера Венецианского фестиваля, делал исключение. «Песнь о Маншук», сценарий которого был написан Андреем Кончаловским, принес Наталье премию Ленинского комсомола Казахской ССР и вторую премию за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале. После триумфа в Венеции юной Аринбасаровой заинтересовались западные режиссеры. Наташу хотел снимать Франсуа Годар, но советских артистов работать за рубеж не пускали. Только когда наступила перестройка, она снялась у польского режиссера Ежи Кавалеровича. Сергей Герасимов со своими учениками приступил к съемкам фильма «У озера» и специально для Наташи написал роль балерины. Роль небольшая, но эта работа очень помогла ей пережить крах семейной жизни. Наташа дала себе слово не принимать ухаживаний ни от кого из окружения бывшего мужа, но в компании Кончаловского было много интересных и талантливых людей: кинорежиссер Андрей Тарковский, сценарист Валентин Ежов, и был среди них Николай Двигубский, сын русских эмигрантов. Родители его в конце 50-х годов вернулись из Франции в СССР. Николай учился во ВГИКе вместе с Андреем Тарковским и Андреем Кончаловским и потом работал художником-постановщиком на их картинах «Зеркало» и «Сибириада». Двадцатитрехлетняя Аринбасарова очень ему нравилась, но она даже представить себе не могла, что Николай станет ее мужем и у нее родится в этом браке дочь Катя. Он был не самым настойчивым из поклонников, но добился ее тихой осадой. Однажды Наташа вернулась со съемок, и сразу зазвонил телефон. Это был Двигубский. Он сказал, что оставил в почтовом ящике для нее письмо, и очень настаивал, чтобы она прочла немедленно. В письме оказалось объяснение в любви. Наташа перезвонила Николаю и сказала, что между ними ничего быть не может. «Как?! – опешил тот. – А брак тебя разве не устроит?» В результате они прожили счастливо десять лет. Но Николай не смог привыкнуть к жизни в СССР. Андрей Кончаловский из Парижа настойчиво звал его к себе, обещая интересный проект. Николай хотел, чтобы Наташа поехала с ним. Но она не могла подвести отца, члена партии, а главное, потерять себя. В 70-е годы она много снималась. В 33 года уже получила звание заслуженной артистки РСФСР и предпочла сниматься на родине и выезжать на зарубежные фестивали как советская актриса, чем быть безвестной во Франции. «Ну и оставайся, – вспылил Николай, – тебе же нравится тут жить!» Пришлось развестись. Николай, женившись на француженке, уехал в Париж. Позже Наталья Аринбасарова жила гражданским браком с режиссером Эльдором Уразбаевым. Они сдружились еще с тех времен, когда Наташа снималась в его картине «Транссибирский экспресс». Прожили вместе недолго. Наступила перестройка, а с ней и необратимые перемены в кино. Эльдор Магоматович в поисках работы решил уехать. Наташа поехать с ним не могла, не хотела разлучаться с уже взрослыми детьми. Судьба словно играла с ней. Третий раз ей пришлось отречься от любви и остаться одной. Уразбаев с новой женой эмигрировал в США. Наталья Аринбасарова продолжает сниматься. Сейчас уже у дочери – кинорежиссера и продюсера Екатерины Двигубской, выступает с концертной программой и воспитывает внуков: Машу и Тимура, детей Егора. Актриса с сыном Егором и дочерью Екатериной