Восстановленный штурмовик Ил-2 принял участие в Параде Победы в Великом Новгороде
С помощью архивов и изучения деталей удалось восстановить картину последнего боя экипажа штурмовика. Новый путь самолета к облакам начался даже не с земли, а со дна озера Кривое в Мурманской области, куда он ушел под лед в ноябре 1943-го. В истории этой находки тесно сплелись огромное желание сына летчика, тяжелая работа и упорство поисковых отрядов в течение 9 экспедиций и удача – долгое время самолет искали в озере Черногубское, а он ждал второго рождения в соседнем, неподалеку. «Было нанесено большое количество повреждений крыла, часть осколков попали в патронный ящик со снарядами. Шесть или семь снарядов взорвалось и опять повезло летчику Скопинцеву, что не сдетанировало и он сумел, все-таки долететь до аэродрома», - рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осятинский. Находка этого самолета стала по-настоящему уникальным событием. Удалось восстановить до 70% оригинальных деталей и запчастей, в том числе – практически полностью фюзеляж и двигатель самолета. Над остальным тщательно поработали реконструкторы. Например, на оригинальных подвесах висят реактивные снаряды РС-82 – одно из самых грозных оружий штурмовика в годы Войны. На память о последнем бое под кабиной оставили отверстие от 20-тимиллиметрового снаряда немецкой зенитки, пробившего генератор. Новосибирские реставраторы изначально ставили перед собой задачу – обязательно поставить штурмовик на крыло. В своей новейшей истории штурмовик налетал уже около 40 часов. Особняком стоит его перелет по местам боев 1-го Белорусского фронта, через Брянск и Познань до самого Берлина. Весной 2018 года его восторженно встречали на каждом аэродроме. А в 2019 году он принял участие в Параде Победы в Нижнем Новгороде. Ил-2 изначально создавался как штурмовик. Многослойная броня была конструктивным элементом и несла нагрузку, что позволило снизить массу конструкции. Самолет изначально был сконструирован двухместным, однако на испытаниях этот вариант машины показал характеристики, которые не удовлетворили военных. В результате было принято решение о создании одноместного штурмовика, а на месте стрелка был установлен дополнительный топливный бак. Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом не только Второй Мировой войны, но и во всей истории авиации. Всего было построено 36183 самолета. Превосходит этот показатель только легкий гражданский самолет Cessna-172, производство которого было начато в 1956 году и продолжается до сих пор. Самолет установлен как памятник во многих российских городах, есть во многих музеях авиации. Однако летающих штурмовиков по состоянию на 2018 год всего два. У нацистов получил прозвище «Бетонный самолет», «Железный Густав», а также, по некоторым советским послевоенным источникам, «Schwarzen Tod», что в переводе с немецкого означает «Чума», а дословно - «Черная смерть».