10 сериалов о женщинах, которые ломают стереотипы

Женский характер в кино и сериалах кардинально изменился за последние несколько лет. Главными персонажами бестселлеров HBO и Netflix стали женщины. И эти женщины больше не считают замужество или «женское счастье» (в его стереотипном понимании) смыслом своей жизни. Они ищут и находят новые смыслы. Не удивительно, что впереди планеты всей оказались телевизионные продюсеры, заказывающие телеканалам очень любопытные сериалы с интересными женскими персонажами: в 2019 году Netflix поднялся с 22-го на первое место в рейтинге репутаций американского Reputation Institute за то, как компания отреагировала на ситуацию вокруг движения #MeToo. Новые сериалы о сильных женщинах появляются буквально каждый месяц, и мы выбрали свою десятку лучших. «Большая маленькая ложь» (Big Little Lies) Банальный выбор, но не включить в наш список этот уже культовый сериал было бы просто оскорбительно. Ведь именно после первого сезона «Большой маленькой лжи», созданного на основе одноименного романа Лианы Мориарти, во всем мире официально заговорили об изменении женского характера в телевизионной культуре. Восемь премий «Эмми» и четыре «Золотых Глобуса» в подтверждение статуса одного из лучших сериалов последнего десятилетия. Это проект, соединивший в себе суперзвезд мирового кинематографа (Риз Уизерспун, Николь Кидман) ради одной простой цели: показать, как женская сила может, объединившись, победить все стереотипы. А еще весьма наглядно продемонстрировать, насколько условны клише о «домохозяйке», «бизнесвуман», «хорошей матери» и прочих навязанных женщинам социальных ролях. И все эти тектонические пласты двигаются внутри нескольких семей в маленьком американском городке, где однажды в местной школе происходит убийство. Второй сезон — безусловно, одна из самых ожидаемых премьер 2019 года — стартует в мире уже 9 июня, и уже 10 июня будет доступна для просмотра в России. Кое-что нам уже известно: мать героя Александра Скарсгарда из первого сезона играет сама Мэрил Стрип. «Матрешка» (Russian Doll) Сериал, известный в России благодаря сходству образа Наташи Лионн с Аллой Пугачевой. Вряд ли Лионн, Эми Полер и Лесли Хэдленд, создавшие проект для Netflix, думали об этом. Но для Лионн, в фильмографии которой самое известное — фильмы серии «Американский пирог» и сериал «Оранжевый — хит сезона» (тоже, кстати, про крутых женщин, но о нем вы и так знаете), «Матрешка» настоящая кладезь. Надя Вулвокова выходит из ванной комнаты в квартиру подруги, где идет вечеринка. Снова, снова и снова. Надя умирает, чтобы каждый раз воскреснуть снова в том же месте, в тот же час, и заново пережить все те же события. Со стороны как будто «День сурка», но на деле — очень трогательное исследование детских травм. Заключая Надю во временную петлю, авторы позаботились, чтобы зрителю было интересно следить за всеми перипетиями. Героине постоянно подбрасывают разные намеки на то, как выбраться из петли, но такого финала она точно не ожидает. И не позволяйте никому рассказывать, чем всё закончилось, — последние минуты сериала вас потрясут. «Мертв для меня» (Dead to Me) Одна из новинок Netflix — сериал, продюсером которого стал Адам МакКей (режиссер фильмов «Игра на понижение» и «Власть», номинированных на «Оскар») и комедийный актер Уилл Феррелл. Автором выступила комедийная актриса и сценаристка Лиз Фелдман, придумавшая очень любопытную историю. Джен (Кристина Эпплгейт) продаёт недвижимость, а потому ее домом и детьми занимался супруг. Увы, его сбила машина насмерть, а водитель скрылся с места преступления. Пытаясь совладать с горем и яростью, Джен ходит в группу психологической поддержки, где и знакомится со смешливой и доброй Джуди (Линда Корделлини). Джуди тоже недавно потеряла любимого человека — и вместе с Джен они пытаются начать жизнь заново. Пожалуй, это все, что нужно знать об этом сериале, иначе вам будет не интересно. А он каждую серию подбрасывает все новые и новые улики и намеки. Правда, дружба вдов, которая приобретёт весьма занятную динамику, станет лейтмотивом сериала, опровергая стереотип о якобы невозможной дружбе женщин. Комедийное прошлое Фелдман не даст истории впасть в звериную серьезность, так что все восемь эпизодов пролетят незаметно. «Блеск» (Glow) Название из оригинала — аббревиатура GLOW, за которой скрываются «Роскошные женщины реслинга». Ностальгия по 1980-м и 1990-м переживает свой пик, и в этом сериале она проявилась в виде абсолютно восхитительного микса из спортивно-зрелищного аттракциона и женского осознания. Героини сериала шоураннеров Лиз Флэхайв и Карли Менш абсолютно живые и лишены приторного лоска. Рут (Элисон Бри, от которой никто не ожидал таких драматических высот) — актриса-неудачница, спит с мужем своей лучшей подруги Дебби (Бедди Гилпин). Волею судеб женщины сходятся на ринге — они оказываются в женском реслинге, в который поначалу никто не верит, даже режиссер, когда-то снимавший низкопробные хорроры. Каким-то чудом в Лос-Анджелесе середины 1980-х возникает новое развлечение, приводящее всех участниц к новому пониманию самих себя. Но самое главное — придётся поверить в себя. И «Блеск» на примере истории Рут и Дебби показывает, насколько это непросто. «Блеск» выдержал проверку вторым сезоном (далеко не всем сериалам Netflix это удаётся) и вскоре вернётся с третьей частью. «Белая ворона» (Insecure) Проект канала HBO основан на вэб-сериале Иссы Рэй «Неловкая черная девушка» и своей целью ставит показать американскому и мировому зрителю, что у темнокожих людей абсолютно те же проблемы, что и у всех остальных. Исса (Рэй не отказывается от своего имени) и Молли (Ивонн Орджи) дружат со Стэнфорда. Им уже под 30, но у них продолжаются проблемы с личной жизнью и с окружающим миром. Кому-то из критиков «Белая ворона» видится «Сексом в большом городе» для темнокожих, но это не так — на самом деле, эир бенефис Рэй, оказавшейся не только отличной сценаристкой, но и прекрасной актрисой. История отношений Иссы и Молли отражает мир современных молодых темнокожих женщин и показывает, с какими трудностями им приходится сталкиваться практически ежедневно. Представитель HBO Кейси Блойс признается, что не понимает все отсылки из фильма, но это нормально. Потому «Белую ворону» уже продлили на четвертый сезон. «Убивая Еву» (Killing Eve) Вот и ещё один сериал Фиби Уоллер-Бридж, который подарил нам одну из самых очаровательных социопаток в истории телевидения. Вилланель (Джоди Комер) — хрупкая девушка, с лучезарной улыбкой, всаживающая в людей ножи и отравляя их. На самом деле, у нее совсем другое имя, но убивать она и правда умеет, у нее работа такая. Действия Вилланель (весьма изобретательные) попадают в поле зрения аналитика MI5 Евы Поластри (Сандра О), обычной женщины без каких-либо выдающихся способностей. Столкновение агента и социопатки окажется увлекательным балетом, в котором каждый танец может стать последним. Поластри никак не похожа на типичного агента. Она растерянная, иногда сбитая с толку, а порой и медлительна — никак не назвать героиню Сандры О «Джеймсом Бондом в юбке». Но как раз эта ранимость и делает ее человечной, в отличие от роботоподобной Вилланель. Уоллер-Бридж вспоминает, что во время разработки сериала ей сказали, что нельзя снимать столько женщин. «Я ответила: вы вообще в своем уме? Если хорошо написано и снято, все нормально». Так и есть. «Грейс и Фрэнки» (Grace and Frankie) Сериал Netflix злые языки поначалу пытались уличить в «джентрификации телевидения», поскольку героиням Лили Томлин и Джейн Фонды уже хорошо за 60 (а актрисы и вовсе подбираются к 80 годам). Но идея оказалась очень живучей, а история весьма жизненной, несмотря на глянцевую картинку. Когда-то Грейс руководила косметическим концерном, а сейчас постоянно попрекает дочь, которой передала дела. Но жизнь преподносит ей новое испытание: на старости лет ее супруг Роберт (Мартин Шин) объявил, что любит своего коллегу Сола (Сэм Уотерстон) и намерен жить с ним вместе. У Сола тоже остается непонимающая супруга, хипповатая Фрэнки, вместе с которой чопорная Грейс попробует наладить бостонский брак. У сериала есть некоторые проблемы, но благодаря своей иронии и желанием показать пожилых женщин абсолютно нормальными, «Грейс и Фрэнки» не утрачивают своего шарма вот уже пять сезонов. Частично секрет его и в создателях – например, Марта Кауффман хорошо известна как один из авторов культовых «Друзей». «Дрянь» (Fleabag) Почти 20 лет назад примером типичной англичанки была Бриджит Джонс — непутевая блондинка, так скажем, с лишним весом, которая любила выпить и записывать в дневник свои мысли. Сейчас мисс Джонс со своей страстью к Марку Дарси безнадежно отстала от жизни. Британские девушки изменились, меняется и подход к телевизионным героиням. Дрянью называет себя героиня Фиби Уоллер-Бридж — просто так, без имени. Она ничем не выделяется: обычная девушка под 30, живет в Лондоне, ни о чем особенно не заботиться в жизни и обладает весьма отвратительным характером. Она ходит на работу, спорит с сестрой, занимается сексом, мастурбирует. И много острит. Современной телегероине вовсе не надо быть сильной или выдающейся. Иногда надо быть вот такой как Дрянь или Исса из «Белой вороны». Фиби Уоллер-Бридж не только играет главную роль, но и является создательницей сериала. Черный юмор, с которым прописана ее героиня, все чаще встречается в сериалах про женщин. А сама Фиби сейчас занята важным делом: полирует сценарий 25-го фильма о Джеймсе Бонде. «Нереальный холостяк» (UnREAL) Исполнительный продюсер сериала про Баффи и сценаристка «Безумцев» Марти Ноксон и бывший линейный продюсер реалити-шоу «Холостяк» Сара Гертруда Шапиро создали едкую сатиру на телевизионное закулисье. Констанс Циммер играет жестокую и жесткую Квинн Кинг, шоураннера программы Everlasting, очень похожей на «Холостяка». Квинн манипулирует героинями, героем, но главное — своими коллегами. Больше всего достаётся продюсеру Рэйчел Голдберг (Шири Эпплби), чей недавний срыв в эфире едва не стал последним днем на шоу. Рэйчел и Квинн кажутся совершенно разными, но обе очень ранимые. Однако одна использует свою ранимость как броню, а другая — как оружие. Они вместе идеальный симбиоз для программы, которая выжимает из своих героев все ради удовольствия публики. Сериал длился четыре сезона, но лучше остановиться после второго — Ноксон ушла из проекта, оставив его из-за разногласий с Шапиро, и «Нереальный холостяк» постепенно начал скатываться в обычную мыльную оперу. Чокнутая бывшая» (Crazy Ex-Girlfriend) Комедия с легким налетом безумия, как и многие вышеупомянутые проекты, результат креатива исполнительницы главной роли. Рэйчел Блум придумала очень смешную героиню. Ребекка Банч работает юристом в крупной нью-йоркской фирме, когда встречает на улице свою любовь детства — юношу Джоша. Когда-то они вместе ездили в лагерь, но теперь Джош живет в калифорнийском захолустье и, кажется, совершенно счастлив. Ребекка бросает работу, переезжает в город Уэст-Ковина (чуть больше 106 000 человек) и начинает завоевывать сердце Джоша. Блум перемежает историю Ребекки уморительными песнями, пародирующими поп-культуру, но пусть это вас не обманет. В центре сюжета — героиня с очень серьезными психологическими проблемами. Если Вилланель из «Убивая Еву» социопатка, то Ребекка поистине одержимая женщина, способная на совершенно чудовищные поступки. Но оторваться от нее просто невозможно. Говорить несерьезно о серьезном – задача сложная. «Бывшая» с этим прекрасно справляется, показывая не только психическую нестабильность, но и родительское бремя, женскую сексуальность, эмоциональную привязанность и даже трудности, связанные с женской репродуктивной системой.

10 сериалов о женщинах, которые ломают стереотипы
© Forbes.ru