Музыкальное «Волнение» на родине Чайковского

В конце мая в Воткинске состоится сольный концерт композитора и пианиста Антона Батагова под названием «Волнение». В программе вместе с музыкой Франца Шуберта и Филипа Гласса будет звучать собственная музыка российского композитора, написанная к спектаклю Ивана Вырыпаева «Волнение». Режиссёр придумал его специально для Алисы Фрейндлих в год 35-летия её службы в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова. Как пишет газета «Коммерсантъ», премьера спектакля состоялась в середине апреля, а за почти две недели до того Антон Батагов выступил с сольным концертом в московском зале «Зарядье». Обозреватель издания Юлия Бедерова отмечает, что прикладная музыка Батагова всегда самостоятельна: так она пишется, исполняется и издаётся. Первой служебной работой композитора стала фортепианная композиция «Музыка для декабря». Она стала импульсом для одноимённого фильма Ивана Дыховичного. Причём музыка была написана задолго до 1995-го года, когда вышел фильм. После этого Антон Батагов стал менять представления о прикладных возможностях академического композиторства. Ведущим направлением в этом поиске стало кино. Причём в отличие от других композиторов он сделал идею принципиальной двусмысленности новой коммерческой серьёзной музыки персональной художественной стратегией. После этого была опера для одного голоса «Диалог» — музыка для банковской системы; полные эстетики заставки для центральных телеканалов. Работая в индустрии кино, Антон Батагов написал музыку к десяти картинам. После 12-летнего перерыва в концертных выступлениях первой живой программой пианиста стало выступление в Сиэтле в 2009 году — «Вдох-выдох» с музыкой из предпоследнего фильма Дыховичного. После этого пианист возобновил регулярные концертные выступления. Заказ же от Ивана Вырыпаева — исключение, благодаря которому композитор впервые в полном формате выступил в театральном пространстве. Современный, новый театр и звучит по-новому. «Его интонационные и временные структуры приобретают партитурное измерение. И «ламповая» по духу музыка Батагова — сделанная вручную, хотя иногда при помощи цифровых технологий, из органических веществ, фраз, тональностей и нот, написанных для музыкальных инструментов в форме цикла миниатюр, — выглядит подчеркнуто старосветской», — отмечает Юлия Бедерова. Зато современную музыку можно сыграть в концертном зале, в отличие от композиций классических театральных пьес и спектаклей. «Когда он [Иван Вырыпаев — прим. ред.] предложил поработать с ним, я обрадовался. Нечасто бывает, когда вы не просто режиссер и композитор, не просто сотрудничаете, а связаны чем-то более глубоким. Общение с ним — для меня важная часть жизни», — сказал Антон Батагов в интервью журналу «Музыкальная жизнь», говоря о концерте «Волнение». По словам композитора, для режиссёра Вырыпаева каждое слово — не просто какая-то декларация философской идеи или тезиса, а абсолютно личное, живое переживание. «Каждая фраза — это следующий заход, следующий взгляд, как будто мы рассматриваем то, что с нами происходит, с разных сторон, и идём куда-то дальше, идём вперёд, идём вглубь, — отметил в интервью Батагов. — И это и становится его пьесой в данном случае. Примерно так я пишу музыку — получается раскручивающаяся спираль музыкальных структур, которые сами на себя смотрят, сами себя созерцают и таким образом «идут вперед». Напомним, что на концерте в Воткинске в пятницу, 31 мая, дополнением к «Волнению» станут две пьесы австрийского композитора Франца Шуберта и пьеса Distant Figure американца Филипа Гласса, которую он написал специально для Антона Батагова в 2017 году. Телефон кассы ДК «Юбилейный»: (34145) 2-95-37, 8 (922) 528-86-68. Возрастное ограничение: 6+

Музыкальное «Волнение» на родине Чайковского
© ИА «Сусанин»