В Венеции открылась 58-я биеннале современного искусства — о мире конфликтов и фейк-ньюс
В Венеции на длинных майских была, кажется, вся Москва. Как посетовали в социальных сетях, не успеваешь раскланиваться. Еще четыре года назад такого не было, но теперь все яхты вдоль садов Джардини — россиян. Светская жизнь заслонила собой жизнь в искусстве, говорит директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. Антон Белов директор Музея современного искусства «Гараж» «Эта чересчур повышенная активность непонятно чем обоснована, наверное, только трендом, что современное искусство — это теперь наше все, и каждый уважающий себя светский человек должен увидеть Венецианскую биеннале до того, как ее увидели обыватели. Невозможно было купить билеты, найти отель, организовать все. Никакой официальной программы нет, каждый устраивает свои вечеринки где и как хочет. Французская вечеринка была крайне веселой, все на нее хотели попасть. Много вечеринок устраивали русские со своими ужинами и танцами, отдельный ужин, посвященный русскому павильону, отдельные танцы устраивал сын Марианны Сардаровой. «Гараж» делал прием для своих патронов на крыше музея Пегги Гуггенхайм. Каждый устраивал что-то небольшое, поэтому суммарно можно было не вылезать из вечеринок и вообще никуда не ходить». И все же смотреть приехали главный проект — «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» куратора Ральфа Ругоффа про то, как сложно жить в мире конфликтов и фейковых новостей: участвуют 79 художников из разных стран. Китайцы привезли робота, убирающего с пола кровь, швейцарец Кристоф Бюхель — остатки судна, которое четыре года назад утонуло по пути в Италию из Ливии, на борту было 800 человек. Российский павильон хвалят и одновременно страшно ругают, причем разделилась не только отечественная, но и иностранная пресса. Директору Мультимедиа Арт Музея Ольге Свибловой нравится. Ольга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «В этом году Эрмитаж курирует российский павильон, за что отвечает наш великий кинематографист Сокуров. Я большой фанат. В центре Рембрандт, «Возвращение блудного сына», тема апокалипсиса. Сокуров эту вечную трагедию, рядом с которой мы живем во все времена, блистательно реализовал. Работал он с выпускниками академии художеств. Это скульптура, это его замечательные видеоработы тоже на тему того, что происходит в условном месте, где мы можем прочитать руины Сталинграда, Грозного, Дамаска. А внизу театральный художник Шишкин на многих слоях своих работ, сделанных из фанеры, показал, из чего делается то, что становится потом иконами, когда мы говорим о фламандской живописи». Среди аргументов тех, кто ругает российский павильон, — фигура куратора, точнее, ее отсутствие: Эрмитаж же не человек, то есть куратор — никто, не Пиотровский же. И потом, на главный мировой смотр современного искусства все стараются привезти главного художника, в конце концов, через пару недель открывается Арт-Базель и звезды с венецианской витрины будут там хорошо продаваться. А наши взяли кого, студентов? А вот проект ГМИИ имени Пушкина, посвященный юбилею Тинторетто, наоборот, хвалят. Среди его участников Дмитрий Крымов. Но вообще биеннале феминистская: в этом году много женщин-художниц. Женщина сделала и литовский проект-победитель. Представьте: на пляже лежат оперные певцы и поют. Смотр продлится до ноября. Петь будут раз в неделю, следите за расписанием.