Войти в почту

Лето в ноябре и полчища комаров: как снимали «По законам военного времени»-3

«Антенна» узнала, что для актеров стало настоящим испытанием на съемках. Действие разворачивается летом и осенью 1944 года в Одессе. В городе, освобожденном от немецко-румынской оккупации войсками Красной армии, начинается мирная жизнь. По сведениям военной разведки, после отступления там осталась сеть завербованных агентов абвера из числа местного населения и профессионально обученных диверсантов. Следователи военной прокуратуры Светлана Елагина (Екатерина Климова), Иван Рокотов (Евгений Воловенко), а также его личный водитель старшина Федоренко (Александр Панкратов-Черный) начинают расследование. — Одессу в большей степени снимали в Таганроге и частично в Ростове, – рассказывает режиссер Евгений Серов. — Пытались находить старые улочки, дома, уютные колоритные дворики-колодцы, опоясанные балконами. Я бывал в Одессе много раз, и по ощущениям та натура, которую нам удалось найти, очень похожа на этот город. В этих же дворах мы нашли четыре квартиры для наших персонажей. Так как там уже никто не живет, нам пришлось их отремонтировать и декорировать, завезти мебель того времени. Вместо Черного моря снимали Азовское, оно как один большой лиман. Найти чистый берег без камышей было сложно, но мы отыскали даже скалистые берега. Съемки начали в конце августа и закончили 1 декабря прошлого года. А по сюжету у нас лето, а в ноябре еще и пару раз шел снег. Очистили его на площадке и приступили к работе. Артисты в гимнастерках и легких платьях. Конечно, им было холодно, но никто не жаловался. Квартиры тоже не отапливались, поэтому грели их при помощи тепловой пушки, делали все быстро, но через 15−20 минут работы вновь становилось холодно. Как таковой войны у нас по сценарию нет. По сюжету 1944 год, когда победа уже близко, но при этом все еще действуют диверсанты. Многие люди в те годы работали на немцев и румын, а когда советские войска освободили Одессу, им пришлось делать нелегкий выбор. Один из главных героев – мальчик Ваня (актер Иван Шмаков. – Прим. «Антенны»). Долго искали этого героя, больше 200 фото пересмотрел, потом встречался, наверное, с 30 ребятами, до проб дошли пять мальчишек. В итоге остановился на Ване – очень талантливом пареньке. Для Екатерины Климовой самым большим испытанием во время съемок стали комары. – Моя героиня Светлана Петровна – военный юрист, – рассказывает актриса. – Женщины на войне – отдельная тема для любого творчества, будь то кино, книги или песни, потому что все равно, в каких бы обстоятельствах они ни находились, они всегда остаются женщинами. Моя героиня не исключение, она хоть и совершает порой мужские поступки, но все равно продолжает быть наивной, эмоциональной, по-женски трогательной. Мне нравится военная форма, я чувствую себя в ней органичнее, чем с оружием в руках. Женщины и во время войны хотели быть привлекательными, поэтому что-то перешивали в обмундировании под себя, делали его «носибельным». Ну и стандарты фигуры в те времена отличались от сегодняшнего дня. Я достаточно хрупкого телосложения. В какой-то момент пришлось найти мастера, который переделал мою шинель и форму, потому что она была мне велика. А в третьей части у меня уже много гражданской одежды. На съемках было трудно. Тяжелые смены, то холодно, то очень жарко, взрывы, стрельба... Чаще всего работали на натуре, и нужно было рано вставать, чтобы успеть до захода солнца снять те или иные сцены. Это непросто. И я всегда думала: «А как же на настоящей войне люди выдерживали? Когда ужас закончится не через 12 часов, как у нас, а через долгие годы… А еще в Таганроге засилье зеленых комаров. Ими были усеяны набережная и улицы. Мы не понимали, как в такой обстановке можно что-то снимать. Да и жить вообще. Комары мешали не только работать, но и просто находиться в городе. Хорошо, что они еще не кусаются.