«Ночь музеев». Как это было?
Если несколько лет назад жаловались на относительно небольшое число площадок, то теперь возмущаются: как все успеть? Сойти за музей пытался даже Даниловский рынок, в Винтажном центре которого утроили рынок 1990-х. Нечто похожее было в Artplay — ярмарка и выставка спортивных и ретроавтомобилей. Все это под техно. На неклассических площадках было очень многолюдно. В центр Artplay пришел молодой дизайнер Павел Рай, который просил называть себя кутюрье. Ранее он открыл свою выставку в Музее моды и заглянул в Пушкинский. — Пушкинский всегда прекрасен. Я считаю, что это было гениально, сделать такой перформанс. Это было в Греческом зале на платформе, где обычно стоят экспонаты, там все убрали и танцевали на огороженной площадке. Народу было тьма-тьмущая. Жалко, не все оценили, многие просто вставали и говорили: «А что это такое? Нет, я пойду!» — А долго длилось? — Минут 15-30, где-то так. — Artplay вам как? Что отметили для себя? — Было приятно услышать классическую музыку в пространстве Artplay. Мини-концерт, виолончелист и пианистка. А вот продавцы на ярмарке в Artplay были настроены менее восторженно, продаж нет, говорит продавец украшений ручной работы Наталья. «Мы в первый раз на ночной продаже. Есть такой шарм: стоишь, около тебя все блестит, горит, здорово. Целый день задаю себе вопрос: почему «Ночь музеев» в Artplay? С какой стороны это музей? Если это хендмейд, здесь должна быть соответствующая организация. Здесь как-то несостыковка, мы не в теме. Другие макеты, мы все продаем. Я уезжаю с полупустым чемоданом, а сегодня продала три вещи. Для меня это дико немножко». Спокойнее было в Еврейском музее. Правда, на входе около полуночи была небольшая очередь, человек двадцать. Помимо экскурсии «Еврейский театр от пуримшпиля до Бродвея», на веранде организовали дискуссию артистов Мастерской Дмитрия Брусникина «Театр в музее или музей в театре». Слушали даже родители с детьми. А вот в Музее Москвы детей практически не было. Там программа была самой продолжительной, до утра. После двух ночи кто-то засыпал в лаундж-зоне. В соцсетях шутили: ни площадки без брусникинцев. В Музее Москвы они разыгрывали монологи от лица известных режиссеров. Актеры взяли интервью у режиссеров, записали их в аудиоформате и потом с наушниками в ушах пытались изобразить Марину Брусникину, Максима Диденко, Андрея Стадникова. Актрисе Анастасии Великородной достался образ Виктора Рыжакова. Получилось похоже. — У нас в наушниках работал звук. Ты сидишь там, ничего не видишь. Ты попадаешь в какой-то транс, я не знаю. Ты забываешь про себя, ты просто транслируешь то, что у тебя звучит в ушах. Было очень интересно брать интервью. — Для вас это первый такой опыт? — Параллельно с синхронным звучанием — да. Задача была только передавать звук, максимально улавливать интонацию. Тембр, темп, не было попытки что-то сыграть. Если вдруг получилось какое-то верное настроение, то это круто. Рядом проходила так называемая вечеринка печа-куча. Это формат блиц-лекций, которые проводили люди разных профессий, в том числе работающие в ночные смены. Они рассказывали о своем восприятии ночи, потом быстро отвечали на вопросы из зала. А во дворе Провиантских складов показывали немое кино под музыку. Понравилось не всем, делится впечатлениями москвич Иван. — Эта музыка не помогла мне проникнуться фильмом, они, скорее, мешала, не соответствовала содержанию фильма. — А монологи? Послушали актеров, которые играют режиссеров? — Я посмотрел один монолог, боюсь, что не с самого начала. Я заметил, что многие люди уходили с него буквально где-то в среднем каждые две минуты. Но я досмотрел до конца. В принципе, я проникся содержанием. Под утро цены на такси экономкласса оказались на 200-300 рублей выше, чем на «комфорт». Таксист объяснил: это все окультурившиеся москвичи возвращаются домой. «Вы уже третьи из музея. Кажется, как будто сам в галерее какой-то побывал», — заметил водитель.