Трудно быть смешным для всех. Чего ждать от новой постановки в Театре Драмы
Константин Демидов, новый главный режиссер Краснодарского театра драмы, дебютировал на большой сцене со «Слугой двух господ». Два состава, два совершенно разных Труффальдино, – и яркая, но не слишком веселая картинка. Впечатлением от премьеры с «АиФ-Юг» поделилась театральный критик Вера Сердечная. Невесёлые маски Ранняя пьеса Гольдони, «Слуга двух господ», отмечена влиянием комедии дель арте – народного, площадного театра. Ведь и Труффальдино – другое имя Арлекина. Однако в театре Италии, а затем и в Советском Союзе сложилась определенная традиция «изящных» постановок Гольдони как музыкальной комедии, с мелодраматическими переживаниями, шелковыми чулками, бархатом и кружевами. Этой традиции в полной мере следует спектакль Константина Демидова. Декорации Андрея Климова представляют привычную сценическую Венецию: площадь в плитке, белые колонны, охряная стена дома с наружной лестницей, фонтан. На заднике – итальянский пейзаж и место для гондолы (и пару раз она проезжает). Живости этому пространству должны, кажется, придать танцы веселых масок. Но танец трех пар на большой сцене выглядит несколько одиноким, а сами номера никак не работают на действие. Несмотря на быстроту речи и движений, спектакль кажется очень долгим. В цветовом решении костюмов художник делает неожиданный ход. Костюмы большинства героев, от париков до перчаток, выполнены в традиционных формах, но в переливах кислотно-ярких цветов и с некоторыми гротескными преувеличениями. Наверное, по мысли постановщиков, эти персонажи – своего рода куклы, раскрашенные детской рукой? «Фоновые» герои? Потому и роли их решены так шаблонно? Более традиционны по цветовому решению костюмы главных героев: Труффальдино и Смеральдины; парики их вздыблены. И не случайно они отличаются от остальных. Они действительно стали главными героями этого спектакля: для этой пары придуман яркий рисунок ролей, и за их взаимодействием интереснее всего наблюдать. Ощущение вторичности Алла Мосолова-Смеральдина – настоящая клоунесса, характерная героиня с громким модулированным голосом и эксцентричными интонациями. Её роль отличается и гротескным пластическим рисунком; ее героиня, вздорная и обаятельная про-феминистка, каждую секунду сценического действия насыщает эмоцией, иногда, правда, несколько пережимая. Два Труффальдино отличаются друг от друга кардинально. Алексей Мосолов – истинный Арлекин: его Труффальдино стал настоящим чертиком-марионеткой. Он, живой как ртуть, демонстрирует чудеса пластического рисунка роли – и этим радикально отличается от большинства персонажей. Его мимика – лицедейство в стиле Джима Керри, танец бровей и ухмылки хитрой куклы. Он настоящий трикстер, гений действия, который и закручивает всю интригу, и наслаждается ею. Совсем иным оказался герой Арсения Фогелева. Его слуга похож на незадачливого гастарбайтера в исполнении Миши Галустяна: он хитроватый недотепа, которого нужно понять и простить. Зачем-то артиста заставили шепелявить и пыжиться, а пластический рисунок роли превратился в странную кавалерийскую походку. Этот Труффальдино оказывается жертвой судьбы, а не организатором ловких шуток; его брови сходятся страдальческим домиком, и начинаешь ему сочувствовать. Закрутила парня судьба. Остальные персонажи играют, по большей части, то, «что написано», без особенного добавленного содержания. Можно выделить разве что пару Флориндо (Михаил Дубовский) – Беатриче (Елизавета Велиган/Олеся Богданова). В исполнении всех трех артистов присутствует некоторая доля гротеска, которая позволяет им точнее попадать в лирико-комический образ. Интересный рисунок роли у Елизаветы Велиган: в роли Федериго она высокомерно вздымает брови и говорит низким голосом, в образе Беатриче становится более открытой и мягкой. От спектакля, с его шпагами и бархатом, с иллюстративными музыкальными вставками и «танцевальными» поклонами в финале, возникает сильное ощущение вторичности. И вспоминается значительно более интересное и современное по духу набоковское «Событие», поставленное Демидовым в Молодежном театре. Почему режиссер выбрал для дебюта именно эту пьесу и поставил ее именно так? Каковы были предлагаемые обстоятельства? Наверное, это не столь важно. Важно, что «Слуга двух господ» – это костюмный, развлекательный, весьма традиционный спектакль для большого зала, и не более того.