ФОТЕВА читала_Культовый режиссер Иван Вырыпаев показал очень страшную историю
Московский «Современник» премьерой «Нэнси» в постановке культового режиссера Ивана Вырыпаева в очередной раз доказывает, что откликается на острейшие проблемы мирового значения. Правда, даже самые большие поклонники этого театра не могли предположить, что на Основной сцене развернется действо о сексуальных домогательствах американского продюсера Харви Вайнтштейна. Спектакль начинается с рассказа о том, что эта история случилась в большом городе, может, в Нью-Йорке. Зато время более или менее конкретно - годы правления Дональда Трампа Первого. Молоденькая американка Нэнси (героиня Полины Пахомовой), как и сотни тысяч девушек, мечтает о карьере актрисы. Она работает официанткой, но судьба дает шанс встретиться с могущественным продюсером Джонатаном (Илья Лыков) на 66-м этаже роскошного отеля. Здесь прямая аналогия с Харви, который в гостинице устраивал актрисам кастинги. Не узнать Вайнштейна в этом персонаже невозможно. И гримеры постарались, хотя Лыков и без них внешне похож на своего прототипа, и актер превзошел самого себя, создавая образ главного сексуального монстра Голливуда. Разумеется, режиссер и он же автор пьесы Иван Вырыпаев не ограничился сугубо «американской историей». В Джонатане каждая зрительница увидит мужчину, который с помощью своей силы, возможностей, хитрости и наглости пытался совершить над ней или физическое, или духовное насилие. Илья Лыков придает своему герою масштаб вселенского зла, которое коснулось и России. Американки Нэнси, Бэтти, Кэтти как две капли воды похожи и на москвичек, и на петербурженок, и на киевлянок. Глобализация сделала мир почти одинаковым. Спектакль создан в оригинальной форме «про мюзикл». И по задумке Ивана Вырыпаева он такой же страшный, как, судя по рассказам и статьям, Харви Вайнштейн. Режиссер мог бы, конечно, взять для объекта пародий и гротеска отечественную историю! У нас ведь и своих мюзиклов - море, да и сексуальные скандалы имелись. Правда, наши громкие истории не охватывали все материки, но все же они как-то ближе российскому менталитету. Осмеивать то, что уже два года назад все осмеяли и раскритиковали, - дело нехитрое. Но Иван Вырыпаев на сатиру, памфлет или политический театр не претендует. С помощью музыки, танцев и большого экрана, висящего на стене, он довольно остроумно и неожиданно рассказал популярную среди сплетников историю. Если в чем его и можно упрекнуть, так это в излишней громкости. Артисты с микрофонами, говорящие об интимных вещах, соблазнении и любви, напоминают шоу Малахова. Только если в телевизоре можно убавить звук, то в зрительном зале сделать это невозможно. Барабанные перепонки могут пострадать от откровенного крика Джонатана-Вайнштейна. Уходить во время спектакля некрасиво. Хотя невольно чувствуешь себя жертвой насилия, как девушка Нэнси. И в этом тоже некий психологический прием. Кто-то выдержит, как выдерживали и молчали жертвы Джонатана, а кто-то выскочит вон, как героиня постановки из номера отеля. Но молодежи постановка нравится. Зрители постарше иногда затыкают уши, когда орет Джонатан, но глаза не закрывают. Артисты красивые, стройные, с хорошими голосами, танцующие... Однако по сути все эта история на сцене «Современника» - как один из фильмов продюсера Вайнштейна, который называется «Очень страшное кино». С такой же яркой оберткой. Читайте также: Куратором Московского биеннале современного искусства режиссер Дмитрий Черняков