"Нано-опера". Заключительный гала-концерт.
Наверно, эти несколько дней, во время которых молодые режиссёры показывали свои работы и процесс их создания, можно назвать стрессом не только для них. Это были дни напряжённого труда для международного жюри, для представителей прессы, телевидения. Невозможно представить со стороны весь объём работы, проделанной телеканалом "Россия – Культура", который ежедневно в онлайн-режиме показывал весь ход событий, который комментировала Сати Спивакова. В одном пространстве функционировало огромное количество систем – это международное жюри, это работа переводчиков и переводчиков-синхронистов, это работа медиа-жюри, это усилия администрации самого театра, которая мастерски сводила в единое целое весь гигантский комплекс процессов, обеспечивающих работу всех систем, и здесь персонально хотелось бы поблагодарить тех представителей проекта "Нано-опера", с которыми было наиболее тесное сотрудничество у представителей медиа – это продюсер проекта Эдуард Мусаханянц, редактор и творческий помощник представителей прессы Ирина Шымчак, куратор медиажюри Роман Нагин. Огромная нагрузка пала на солистов оперы, артистов хора театра, концертмейстеров, технический персонал, монтировщиков – это я перечисляю лишь видимую часть айсберга, на вершине которого, разумеется, находился создатель и руководитель проекта Дмитрий Бертман. Итак, конкурс завершён. Конечно же, конкурс – это борьба, соревнование и, в результате, призы. Гран При, премию, которая даёт право постановки спектакля на сцене "Геликон-оперы", в этот раз не дали никому из участников. Первую премию совершенно заслуженно получила Ляйсан Сафаргулова–её ироничность, юмор и сарказм в постановках фрагментов из опер Н. А. Римского-Корсаковаоценило не только профессиональное жюри, но и большое сообщество любителей оперы (а трансляцию конкурса смотрели более семисот тысяч человек), и Ляйсан получила также Приз зрительских симпатий телеканала "Россия-Культура". Кроме того, Розетта Кукки, член жюри, художественный руководитель Оперного фестиваля в Уэксфорде (Ирландия) пригласила Ляйсан Сафаргулову на фестиваль 2020 года для постановки барочной оперы. Фото: Ирина Шычмак Вторую премию поделили Стефано Симоне Пинтор из Италии и Елизавета Корнеева, третью – Михаил Сабелев. Но, кроме этих официальных премий, было также присуждено множество очень значимых призов. Приз зрительских симпатий в "Геликон-опере" получили Анхельдель Кастильо (Испания) и Ари Теперберг (Израиль). Игорь Бондаренко получил приглашение от главного режиссёра Новосибирского театра оперы и балета Вячеслава Стародубцева на постановку спектакля. Анна Салова получила "Сертификат на постановку специального проекта в 2019 году"от Московского зала "Зарядье". Генеральный директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге Кристоф Майер от имени театра наградил Михаила Сабелева стажировкой в качестве ассистента в Дюссельдорфской опере. Художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского пригласил на работу в театр Елизавету Корнееву. Рейчел Хьювер (Великобритания) получила приглашение Георгия Исаакяна на постановку спектакля в театре им. Н. И. Сац. Спецприз – стажировку в "Геликон-опере" от Дмитрия Бертмана получил Андрей Гуцов (Украина). Фото: Ирина Шычмак И достойным финалом этого большого праздника стал гала-концерт, театрализованное представление, фейерверк, с вручением призов, поздравлениями и показом лучших постановок этих конкурсных дней. Концерт открыла Интродукция к опере П. Ч. Чайковского "Евгений Онегин", за дирижёрским пультом Владимир Федосеев. Чуть позже, обращаясь к залу со сцены, Дмитрий Бертман объяснил символический смысл выбора этого совершенно не пафосного и не торжественного произведения для открытия гала-концерта. Опера "Евгений Онегин" по замыслу Чайковского – произведение, написанное им для молодых исполнителей, и этот конкурс так же адресован молодым. Руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский зачитал приветствие участникам IVМеждународного конкурса молодых оперных режиссёров "Нано-опера" мэра Москвы Сергея Собянина. Фото: Ирина Шымчак И под марш "Songua…" из первой сцены "Паяцев" Р. Леонкавалло на сцену вышли все участники конкурса, солисты и артисты хора. Именно в тех футболках, в которых они прошли весь этот конкурс – режиссёры в зелёных, артисты в красно-оранжевых. И сама яркая и праздничная музыка, и возгласы хора "Viva! Viva!" были абсолютно уместны в этой фестивальной атмосфере. В концерт включили тринадцать номеров, поставленных конкурсантами в предыдущие дни. И перенос уже знакомых оперных фрагментов на большую сцену и в большой зал стал чрезвычайно любопытным и поучительным опытом. Во-первых, постановки утратили в некоторой степени свою аскетичность – всё-таки оркестр заменил рояль, артисты, выступая в зале "Стравинский", поменяли свои "рабочие" футболки на костюмы, пусть даже и достаточно условные. Во-вторых, в работу включились осветители – световые акценты вносят заметное изменение эмоционального фона сценического действия. В-третьих, фрагменты, которые молодые режиссёры не успели закончить во время самого конкурса, не вписавшись во временной регламент, были показаны целиком. И это заметно изменило видение сцены Марии и Любови Кочубей из "Мазепы", поставленной Елизаветой Корнеевой – появилась дополнительная сюжетная динамика и смысл сцены. Фото: Ирина Шымчак И, самое главное, механический перенос постановки с камерной сцены на большую театральную сцену и увеличение расстояния от зрителя до сценического действия принципиально меняет ситуацию и качество постановки и приводит к иным результатам, чем это было раньше. Так, практически потерялось большое количество интереснейших деталей в Сцене снежной метели из "Кащея Бессмертного" в постановке Михаила Сабелева, пропала индивидуальность персонажей в сцене из "Сибири" У. Джордано в постановке Елизаветы Корнеевой. А сцена прибытия царя Додона с молодой женой из 3-его акта "Золотого петушка" в постановке Ляйсан Сафаргуловой прозвучала даже ярче, чем во время конкурса – ей удалось справиться с "масштабированием" сцены, здесь сработал и оркестр, когда барабаны и трубы в партитуре великого оркестрового мастера Н. А. Римского-Корсакова работали в унисон с пародией, представленной на сцене, где царь, наконец, оказался на одном уровне с народом – на карачках. Фото: Ирина Шымчак Концерт завершился Маршем из оперы С. С. Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" в исполнении оркестра театра под управлением Валерия Кирьянова. Но финальную точку поставило туттийное исполнение объединённым хором артистов театра и молодых режиссёров "Happy birthday" в честь дня рождения Ляйсан Сафаргуловой, которая под общие аплодисменты задула свечи на торте. Праздник удался! До встречи через два года на Пятом Международном конкурсе молодых оперных режиссёров!