Эхо фестиваля "Золотой софит" - спектакль из Выборга "Легенда маленького городка"
Весь спектакль ведут спектакль четыре персонажа – двое мужчин и две женщины, которые в программке обозначены как "актеры" – Владимир Павлухин, Дмитрий Тумурук, Ольга Гурина, Дарья Цимбал. Именно из их уст звучит остроумный и раздумчивый авторский текст, которого по сравнению с игровым сценическим действием немного. Подается он артистами элегантно и оптимистично, с улыбкой. Почти с первых же минут перед зрителями предстаёт картина из жизни небольшого городского поселения на стыке России, Белоруссии и Украины, населенного преимущественно евреями. Однако, это уже не дореволюционное местечко, воспетое Шолом-Алейхемом, действие спектакля происходит в конце 30-х – начале 40-х годов, незадолго до Второй мировой войны. Сценография постановки, выполненная Елизаветой Егоровой, минималистична – два вертикально поставленных щита из состаренных досок обозначают одновременно и наскоро сколоченный забор, и стены скромных провинциальных домишек, а также границы кухни в коммунальной квартире, где периодически происходят битвы между двумя хозяйками – одинокой Ханой Абрамовной (заслуженная артистка России Татьяна Тушина) и матерью большого семейства Розалией Моисеевной Фельдман (Ольга Смирнова). Фото: Юлия Басырова Как и полагается в постановке на "еврейскую тему", пикировки двух враждующих семейств, в которых принимают участие не только дочь Розалии Моисеевны Муся (Галина Басырова), но и её внук Лёвочка (Дарья Ердякова), полны остроумия. Однако спектакль не был бы так хорош, если бы был только смешным и не затрагивал бы более глобальных вопросов. Посредством юмористических эпизодов о нелепой страсти к лечению главы семейства Фельдманов Мули (заслуженный артист России Николай Устинов-Лещинский), а также о том, как Фельдманы хотели "отмазать" своего сына Додика (Михаил Никулин) от армии, зрители знакомятся с еще одной достопримечательностью городка – доктором Беленьким (Максим Гладков), не берущим плату за лечение с бедных. Затем спектакль вырастает в прекрасную историю о том, как жители городка объединяются в благородном деле помощи двум бедным влюбленным. Даже враждующие соседки по коммунальной квартире начинают испытывать друг к другу добрые чувства, совместно готовя свадьбу "недоделанного" тележечника Шнеера (Антон Косолапов) и некрасивой поломойки Стефы (Арина Лабецкая), у которых из-за бедности и забитости не было даже надежд на какое-то личное счастье. Этот добротно поставленный режиссером и мастерски разыгранный артистами сюжет захватывает настолько, что на какой-то момент заставляет зрителей забыть о том, что они находятся в театре. Во время относительно недолгого спектакля (продолжительностью 1 час 20 минут) зрители переживают если не катарсис, то большой силы сопереживание и сочувствие. Слёзы умиления выступают на глазах, хочется вместе с героями отплясывать веселый свадебный танец или идти в траурной процессии за гробом Стефы, неожиданно умершей от родовой горячки. Фото: Юлия Басырова За этими перипетиями следует трогательный эпилог, проговариваемый артистами, – о трагическом конце Шнеера, который, для того, чтобы не разлучаться со своим сынишкой, начал работать истопником в Доме малютки, а в начале войны из-за нелепой случайности не смог уехать в эвакуацию и, подобно многим другим, был расстрелян нацистами. Артисты оставляют свою обувь в центре сцены и уходят в её глубь, в то время как сверху обрушивается настоящий дождь из старой обуви. Этот ёмкий режиссерский прием напоминает о горах обуви, найденных в нацистских лагерях смерти, о миллионах погибших от рук нацистов, о том, что прекрасного мира, описанного Эфраимом Севелой, уже нет на карте, как уже практически нет носителей языка идиш, на котором разговаривали герои его рассказов. Остался только романс "Бублички", о котором под занавес вспоминает мальчик Лёва. И это внушает надежду – значит, кто-то выжил, и жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Трагическое и смешное, уродливое и прекрасное переплетаются в спектакле, который можно назвать не только реквиемом по ушедшим, но и гимном стойкости и жизнелюбию. Фото: Юлия Басырова