«Наибольший успех мы могли бы иметь в Америке»
Знаменитый еще во времена Советского Союза ВИА «Пламя» нынче существует в современном составе, с солисткой Юлией Ариничевой. Недавно коллектив, обычно выступающий на крупных площадках, дал необычный концерт в московском клубе «Антон Палыч». По следам этого события мы расспросили певицу о том, в каких странах мира ВИА «Пламя» мог бы пользоваться успехом, а также о старом советском кино, о различиях между ВИА и рок-группами, а также том, как Юлия впервые почувствовала себя взрослой. – Мне кажется, что есть месяцы, очень сильно отмеченные своими праздниками. Например, 8 марта превращает чуть ли не весь март в «женский» месяц, а 9 мая – чуть ли не весь май в «военно-патриотический» месяц… Известно, что у ВИА «Пламя» существует целый блок «военно-патриотических» песен, который вы успешно исполняете на майских концертах. Расскажи о нем, какие песни туда входят? – Действительно, концертная программа ВИА «Пламя» разделена на блоки. И одним из них является военно-патриотический блок, который посвящен нашим ветеранам, солдатам. Мне кажется, что патриотический блок очень важен для людей того времени. Не обязательно для тех, кто пережили войну - их уже мало осталось – но, может быть, для их детей или внуков… Почти все эти песни были написаны именно для «Пламени»: например, «Когда мужчины говорят» - авторства самого Сергея Березина, руководителя ВИА «Пламя» в то время. Неофициальный гимн всех военных «Идет солдат по городу» звучит повсюду до сих пор, под него маршируют роты солдат. Популярна и военная песня с несколько историческим уклоном «Аты-баты, шли солдаты». Легендарнейшую песню «У деревни Крюково» композитор Марк Фрадкин и поэт Сергей Островой написали специально для ВИА «Самоцветы», для того его состава , который в середине 70-х и превратился в ВИА «Пламя». И уже состав «Пламени» эту потрясающую песню тогда же впервые записал. – Жанр ВИА – сам по себе очень ностальгический, заставляющий вспоминать особую душевность песен советских времени. Но ведь то же самое, наверное, можно сказать и про советское кино тех времен? Какие старые советские фильмы ты любишь? – У меня – наверное, как и у многих! - очень много любимых советских фильмов. Потому что эти фильмы можно смотреть бесконечно! Для меня эти фильмы несут какую-то надежду на будущее – они такие же легкие и светлые, как и собственно советские песни. В принципе, они и пересекались между собой, и музыка в этих фильмах была легкая, запоминающаяся и звучная… «Иван Васильевич меняет профессию», «Золотой теленок», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Москва слезам не верит», «Служебный роман» -.мне кажется, эти фильмы можно перечислять до бесконечности, и они всеми нами очень любимы. Помним и смотрим их с огромным удовольствием! И каждый раз их пересматриваешь заново - как какой-то новый фильм, открываешь в них и в себе все новые и новые эмоции. – Когда в 1975 году появился ВИА «Пламя», существовал миф, что это название ансамбль взял в честь вышедших тогда в Англии фильма и альбома легендарнойрок-группы Slade – «Slade In Flame» («Slade в пламени»). И это привлекало к группе любителей рока… А как ты лично относишься к рок-музыке, творчество каких рок-групп тебе особенно близко? – Про это я точно ничего сказать не могу. По-моему, на самом деле повлияло название чешского ансамбля Plameni: ребята еще как «Самоцветы» тогда были на гастролях в Чехословакии - и вот от этой группы название и пошло. Ну а насчет Slade – не знаю, насколько это название повлияло. Вот на наши рок-группы, на их музыку, влияли, наверное, такие команды, как и Slade, и Uriah Heep, и Kiss, и Metallica… А на наши ВИА – скорее, The Beatles! Потому что ВИА - наша советская эстрада - всегда отличалась мелодичностью, которой у рок-групп было гораздо меньше. Так что влияние мелодизма The Beatles здесь можно смело констатировать! – Помнишь ли ты, какую песню любого нашего ВИА ты услышала впервые в жизни? Когда это произошло – и какие были тогда твои впечатления? – Я выросла в семье музыкантов, поэтому песни разных ВИА того времени звучали в нашем доме очень часто. В числе прочего, моя мама работала в женском ВИА в городе Кисловодске - и они там перепевали такие песни, как «Снег кружится», «Мой адрес - Советский Союз», «На дальней станции сойду», «Ты мне не снишься», «Мир не прост»… Но самое большое впечатление - то что я запомнила еще как ребенок - это песня «Не надо печалиться», которая прозвучала в мультике «Ну, погоди!». Она, конечно, мне больше всего тогда запомнилась, ведь детские впечатления - они самые запоминающиеся! Так что из особо важных для нас песен ВИА «Самоцветы» и «Пламя» я больше всего помню «Не надо печалиться». – Многие критики считают, что на музыку советских ВИА особое влияние оказало творчество британской группы Uriah Heep. Но ведь классический рок и ВИА – это все-таки разные жанры, их любители у нас даже враждовали друг с другом! А как по-твоему, чего у них больше, общего или отличий? – Общего - семь нот основных и пять вспомогательных! Рок-группы опять же вышли из ВИА. Те же «Земляне», но они и были рок-группой! Все наши рок-группы так или иначе прошли через советскую эстраду - и многие прошли через ВИА. Тот же Кипелов: он сначала работал солистом в ВИА «Лейся, песня». А потом из этого получилась группа «Ария». Почти любая наша рок-группа так или иначе имела в своем основании какую-то предшествующую работу в ВИА. И когда в начале 80-х на базе ВИА у нас стала появляться уже какая-то более тяжелая музыка - вот здесь уже можно сказать, что Slade или Uriah Heep повлияли на это. – Представь себе, что ты раздвоилась: одна «ты» поешь на сцене, а другая – сидишь в зале и слушаешь это, как меломан. Как бы ты охарактеризовала себя как вокалистку, какие нашла бы достоинства и недостатки? – Наверное человеку сложно говорить о своих недостатках, да и о достоинствах тоже! А недостатки, как известно, часто бывают продолжением достоинств – и наоборот. Раньше, когда я слушала свои оперные записи, я слышала сплошные свои недостатки. И думала, что мне надо учиться и учиться, но это касается именно оперного пения! Что касается материала ВИА «Пламя», мне не сложно исполнять эти песни, потому что образование оперной певицы позволяет делать это без труда. Еще одно достоинство – то, что я дирижер-хоровик, и мне очень легко петь в ансамбле, строить аккорды, петь другие интервалы, не только главную партию… Отсюда же - умение петь тише, слышать других со стороны. Но вот бывает тяжело, когда ты растворяешься в музыке и начинаешь петь полным голосом. И, конечно же, моим недостатком в исполнении этой музыки являются иногда мои классические ноты, которые забивают других артистов. Я, конечно, стараюсь себя сдерживать в этом…. Наверное, это мой единственный недостаток! А так, мое образование дирижерско-хоровое и пение в капелле Юрлова позволяют мне петь в ансамбле с легкостью. Слушать партнера и петь немного другим голосом, нежели классическим. Хотя не всегда это получается... Мой недостаток – то, что иногда я невольно перехожу на свое классическое образование и тогда немного забиваю своих партнеров по ансамблю. – Помнишь ли тот момент в прошлом, когда ты поняла, что перестала быть ребенком и стала взрослой? – Я ощутила себя взрослой, когда уехала из родного дома, из своего родного города Пятигорска. Села в поезд - и поехала в Москву! Поступив перед этим в Московский государственный университет культуры и искусств, оказалась одна, без мамы, без поддержки бабушки, своих близких.. Тогда я уже сама отвечала за себя, за свои поступки, мне не к кому было обратиться. А потом уже начала творческую жизнь - и тоже надо было самостоятельно продвигаться, когда начались концерты. Мои первые концерты начались, когда я была еще студенткой первого курса по линии МВД. Но реально повзрослела я, когда я родила своего первого ребенка. Своего сына старшего, тогда мне было 23 года. У меня появилась ответственность, когда я стала мамой. Воспитание ребенка, когда он пошел в садик, школу... Но в душе я все равно остаюсь ребенком! Когда приезжаю домой, понимаю, что я совсем еще, наверное, маленькая - когда мама переживает за меня. И сюда звонит - тоже переживает... Хотя я уже второй раз сама стала мамой недавно. И еще больше повзрослела. Еще больше понимаю, что теперь отвечаю не только за свою жизнь, но и за жизнь своих детей. – В мире очень много стран. Если предположить, что в какой-нибудь из них ВИА «Пламя» гарантированно будет выступать перед полным залом слушателей, которые его там услышат впервые в жизни, какую страну ты бы выбрала? Где ансамбль мог бы иметь наибольший успех? – Мне кажется, что наибольший успех мы могли бы иметь в Америке. В США живет много русских, которые когда-то переехали и сейчас живут там. Это люди как раз того поколения, которые жили в 70-80-х в России - и потом большая их часть в 90-х уехала жить в Америку. Мне кажется, мы могли бы подарить этим людям счастье, окунуть их в тот Советский Союз, в котором они выросли и жили. Поэтому мне кажется, что Америка - эта та страна, где мы могли бы иметь большой успех, где я бы хотела выступить перед публикой того времени. – Какие песни из репертуара ВИА «Пламя» тебе исполнять доставляет наибольшее чисто физиологическое удовольствие? – Наибольшее физиологическое удовольствие я получаю от песни «Белые крылья», известной еще и по исполнению легендарного певца Валерия Ободзинского. Наверное, потому что эта песня вокально для меня очень интересна, я в ней хорошо раскрываюсь как вокалистка. Потом, в этой песне передаются ощущения прошлого, того, что каждый из нас пережил. Это разочарование - потому что такова жизнь… Каждый испытывал любовь, разочарование, потери. Поэтому эта песня для меня очень близка. Я очень сильно в ней раскрываюсь, поистине окунаюсь в нее - и переживаю полностью этот текст, музыку. Все наши песни для меня очень важны, но эта песня больше других помогает мне раскрыться не только вокально, но и душевно. – Играет ли в твоей жизни какую-то роль религия? Можешь ли ты себе представить, что ВИА «Пламя» исполнит песню, посвященную какому-нибудь религиозному празднику, например, Рождеству? – Религия в моей жизни играет очень большую роль. Я верующий религиозный человек, православный человек, часто хожу в церковь, вожу своих детей причащаться. Пытаюсь им тоже привить веру в Бога. И я думаю, что ВИА «Пламя» с большой радостью исполнило бы песню, посвященную Рождеству. Мне кажется, это один из главных праздников - в моей жизни и у многих православных людей. Мы очень часто выступаем именно на таких праздниках. Стараемся окунуться в их духовный свет... Так что еще раз повторю: мы были бы очень счастливы исполнить песню, посвященную Рождеству Христову!