Ещё
Эпизоды сериалов, которые чаще всего пересматривают
Эпизоды сериалов, которые чаще всего пересматривают
Сериалы
«АБВГДейку» закроют после 45 лет в эфире
«АБВГДейку» закроют после 45 лет в эфире
ТВ
Колин Фаррелл оценил слухи о новом имидже
Колин Фаррелл оценил слухи о новом имидже
Актеры
Самые ожидаемые премьеры недели
Самые ожидаемые премьеры недели
Фильмы

Главная роль Олега Ханова. О причинах отставки, «Золотой маске» и зрителе 

Главная роль Олега Ханова. О причинах отставки, «Золотой маске» и зрителе
Фото: АиФ-Уфа
18 мая в Башкирском драмтеатре имени Мажита Гафури состоялось закрытие 99-го сезона и подведение творческих итогов с вручением наград. Премией «За честь и достоинство» отмечен экс-худрук театра  — незадолго до этого он неожиданно объявил об уходе с поста, который занимал с 2012 года, и возвращении в актёрский цех.
Двуликая
Светлана Истомина, «АиФ-Башкортостан»: Олег Закирович, почему именно сейчас — в Год театра и знаковых для республики юбилеев?
Олег Ханов: Будем считать, что внутренний актёр окончательно победил во мне менеджера. К тому же, как известно, семь лет — жизненный цикл, после которого положено что-то менять. Я, правда, все эти годы сцену не бросал — занят в нескольких постановках. Но очень рад окончательному возвращению на сцену. Это моё, близкое и родное, этим мастерством я владею. Оно даёт мне удовлетворённость, внутреннюю радость. Тем более впереди — юбилейный сезон, столетие театра.
— А каким был минувший сезон?
— Насыщенным и интересным. Труппа выпустила четыре разноплановые премьеры: драму «Белое облако Чингисхана», мелодраму «Деревья умирают стоя», современную пьесу «Я — Марат», легендарный эпос «Урал-батыр». Успешно выступили с гастролями в Москве, Казани. Безусловный успех — спецприз жюри «Золотой маски» за спектакль «Зулейха открывает глаза». Это — знак качества нашей работы, оценка творческого состояния труппы.
— Но были мнения, что это «утешительный приз» для национального театра, которому ничего другого не светит…
— Соглашусь, что премия несколько политизирована, присуждается не совсем по творческим критериям, в работе жюри присутствуют конъюнктурность, ангажированность, личные симпатии. А иначе чем объяснить, что по странному совпадению второй год подряд премию получает опальный режиссёр? Не хочу вникать в суть финансового конфликта, не берусь оценивать и балет «Нуреев», который признан лучшим… Но выглядит всё это неубедительно. Что поделать — любят у нас обиженных!
Как нетрудно проследить, в основных номинациях преобладают Москва и Питер. Но региональные театры понемногу пробиваются, в лауреатах этого года — Воронеж, Новосибирск, Пермь… Напомню, что в 2016 году жюри отметило работу нашего художника Альберта Нестерова в «Черноликих». И всё же национальной труппе сложнее обратить на себя внимание. В этом году в шорт-лист прошли только три театра из республик: кроме нас — Казань и Якутск. В прошлом году мы заявили «Антигону» в семи (!) номинациях — ни в одной не прошли. На нынешней «Маске» были моменты, демонстрирующие некоторую предвзятость. Так, «Зулейху» поставили в график показов в феврале, на старте фестиваля. К апрелю впечатления померкли, затёрлись… К слову, постановщик «Антигоны» (худрук Татарского театра им. Камала — Ред.), по его же признанию, относится к «Маске» с изрядной долей юмора.
И всё же не думаю, что это утешительный приз, что нас снисходительно погладили по голове. Ведь даже выступить наравне с ведущими театрами России — и честь, и достижение.
— Видимо, свою роль сыграла и раскрученность материала?
— Конечно, ведь роман на пике популярности. В Ярославле на Волковском фестивале, где мы представили «Зулейху», зал знаменитого театра, кстати, старейшего в России, был битком — зрители признавались, что специально ехали из других городов. Но, если честно, мне, как актёру, не хватает в постановке глубины трагизма, прочувствованности того страшного времени. Это понятно — сталинская эпоха далеко в прошлом. Но, судя по аншлагам, события тех лет не перестают будоражить сознание.
«Антигона» для избранных
— Какие ещё постановки собирают аншлаги и кассу?
— У нашего зрителя стойкий спрос на комедии: , «Любишь — не любишь», «Мамуля», песенно-слезливые мелодрамы, и безусловный лидер — «Цена счастья». Как бы мы ни сокрушались и что бы ни говорили о воспитании зрителя, в нашем театре от этого никуда не деться.
В то же время мы не можем ставить аншлаги во главу угла. Вот я мечтаю о постановке «Гамлета» — вершина мировой драматургии. Это интересно, это критерий зрелости труппы, её творческого состояния. Но я не уверен, что зритель пойдет. Та же «Антигона» — ведь крепкий спектакль, выдающаяся драматургия, высший пилотаж для актёров. Играем её в новом формате, зал далеко не полон, но это тот зритель, который идёт именно на «Антигону», и он нам дорог.
В связи с этим вспоминаю годы своей работы в «Сатириконе» у . Каждый вечер — аншлаг. Конечно, часть публики приходит просто в престижный театр, «на Райкина». Но в большинстве своём зритель в зале искушённый, тонкий. Чтобы посмотреть «Дон Жуана», я заказал места за два месяца вперед! И даже для Фарида (Бикчантаева — Ред.) не удалось выбить лишний билетик. Кстати, у него в театре тоже идёт «Дон Жуан», воплощение несколько иное, но постановка вполне успешна. У нас такой материал не пойдёт.
— Но в зале всегда много молодёжи. Они не формируют новые тренды?
— Безотносительно возраста: есть зритель-интеллектуал, есть среднего уровня, есть те, кто вообще не читает и, придя в театр, открывает для себя литературное произведение. Постановка должна быть интересна всем. Возьмём «Мечте навстречу»: спектакль бесхитростный, без особых «измов», но есть интрига, есть над чем поломать голову, попереживать. Такие спектакли, близкие и понятные, наделённые художественными достоинствами, находят отклик. На них надо делать ставку.
Надеюсь, этим критериям будет соответствовать постановка «Гульбустан», над которой работает . В основе — пьеса Кадыра Даяна «Тансулпан», которая в 60-е годы с успехом шла на сцене Башдрамы. В спектакль войдут и фрагменты классических национальных пьес о жизни башкир. События разворачиваются вскоре после Пугачёвского восстания, когда было истреблено много народу, особенно мужчин. В этих обстоятельствах проявляется характер, сущность людей. Айрат Ахтямович пытается зрить в корень: кто мы, башкиры, откуда и куда идём, видя в этом предназначение главного национального театра. К столетию планируем выдать постановку на суд зрителя.
— Вы не первый год являетесь худруком фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык», который проходит в эти дни в Уфе. Удалось, как было заявлено, придать ему новый импульс?
— Формат форума традиционный и устоявшийся, экспериментировать не вижу смысла: в России большое число театральных фестивалей, и лишь один, объединяющий тюркоязычные театры. В числе новшеств — то, что в этом году впервые отбором постановок занималась программный директор Айсылу Сагитова: она заранее просматривала спектакли и давала «добро» или отвод. Очевидно, что это повысило планку для участников и статус фестиваля. При этом в числе конкурсантов — и камерные, молодые театры, как, например, Гагаузский или Крымскотатарский. Понятно, что, выступая на одной площадке с заслуженными коллективами, имеющими вековую историю, они не рассчитывают на триумф: им важно участие в престижном форуме, заявить о себе, ощутить национальный дух, братское сообщество. Честь и хвала им за то, что сохраняют родной язык и культуру.
Деревья умирают стоя
— В феврале ушла из жизни народная артистка, прима . Что она значила для вас?
— Это огромная потеря — и для театра, и личная… За десятилетия совместной работы не припомню отрицательных эмоций, связанных с ней: она была другом, коллегой, педагогом, подлинной Старшей матерью театра. Будучи мужественным человеком, она не озвучивала свои проблемы. На первом месте у неё был театр, коллеги: ей всегда можно было позвонить, чтобы спросить совета, она горела профессией, жаждала работать. Гюлли Арслановна со всей серьёзностью относилась даже к небольшим ролям и искренне, как-то по-детски радовалась похвале. Было заметно, что в работе над постановкой «Деревья умирают стоя» (она стала для неё последней, и это очень символично) ей временами тяжело давался текст, но она никогда не показывала этого, оставаясь до последнего великой Актрисой и настоящей женщиной. Хорошей памятью станет присвоение её имени премии за лучшую женскую роль фестиваля «Туганлык». А после реконструкции театра сделаем её гримёрку мемориальной.
— Когда же начнётся ремонт? И насколько он актуален, если с даты прежней реконструкции прошло не больше 20 лет?
— Предыдущий ремонт пришёлся на 90-е годы, когда была неразбериха с поставками, было закуплено и установлено не совсем качественное, а порой совсем некачественное звуковое, световое, сценическое оборудование. За 20 лет к этому добавился износ, в результате чего обслуживание и ремонт инфраструктуры стали дороже замены. Да и интерьер зрительного зала уже хотелось бы обновить.
По ряду причин, и не только финансовых, срок начала работ неоднократно переносился. Но надеемся, что летом они начнутся, и в декабре, к своему столетию, театр откроется в новом облике.
Видео дня. Как сказочный Иванушка оказался за решеткой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео