«Как бизнесмен я так себе, зато я хороший книжник»
Кредит 300 000 рублей на открытие Когда я училась в Петербурге, ко мне приезжали краснодарские друзья с двумя чемоданами: один чемодан с вещами, а второй пустой. Они проводили рейды по книжным магазинам, складывали книги во второй чемодан и уезжали домой. Так приходилось делать, потому что в Краснодаре просто нет некоторых книг, и их не найдешь ни на Лабиринте, ни на Озоне. Вон в том единственном книжном есть, а больше нигде нет. Я подумала: а какие книги не доезжают до Краснодара? Приехала сюда, посмотрела, чего здесь нет и что есть в Петербурге и Москве. Оказалось, в Краснодар доезжает малая часть того, что есть на рынке. Тогда я поняла: надо открывать свой книжный магазин. Я взяла кредит в банке — 300 000 рублей. Говорят, что брать кредиты страшно, но у меня не было страха — только волнение и азарт. Я никогда раньше не занималась бизнесом, и пусть как бизнесмен я так себе, зато я хороший книжник и исследователь рынка. Думала, что если не получится, найду работу, выплачу кредит и поставлю галочку «больше так никогда не делай». Расходы на открытие Сумма Аренда за два месяца 60 000 ₽ Касса 30 000 ₽ Ремонт и стеллажи для книг 100 000 ₽ Книги 110 000 ₽ Итого 300 000 ₽ 110 000 рублей мне хватило на двести пятьдесят книг, еще двести пятьдесят издательства согласились отдать под реализацию. Под реализацию значит, что издательства привозят мне книги без денег, я плачу только за доставку, а с ними расплачиваюсь, когда книгу покупают. В день открытия на каждом стеллаже было занято по 3-4 полки, остальные пустовали. [IMG name="book-1.jpg"] Сейчас в магазине 2500 книг, я хочу еще больше, чтобы каждый покупатель мог найти то, что ему нужно В 2011 году закупочная цена книги была в среднем 150 рублей, когда я открывалась — уже 300 рублей. Цена складывается из расходов издательства: гонорара автора; гонорара иллюстратора; услуг типографии; полиграфии; оплаты перевода. 300 ₽ средняя закупочная цена книги Книги могут стоить и 2000 рублей, и 5000 рублей. Есть издательства, которые выбирают лучших переводчиков, иллюстраторов с мировыми именами, а на отпечатку отдают в зарубежные типографии. Но и на дорогие книги находятся покупатели. Ежемесячные расходы Сумма Аренда помещения вместе с коммунальными услугами и интернетом 30 000 ₽ Налоги 15 000 ₽ Кредит 15 000 ₽ Касса 500 ₽ + 2% с оплат Закупка новых книг 65 000—90 000 ₽ Зарплата себе 0 ₽ Итого ≈ 140 000 ₽ В день открытия магазина была рекордная выручка — 25 000 рублей, это очень много за один день для книжного магазина. Обычно в будние дни выручка 1500—6000 рублей, а в выходные — 5000—12 000 рублей. Первый месяц я была в эйфории: к нам ходили постоянно, а камин оказался самым тиражируемым объектом культуры в инстаграмах Краснодара за месяц. [IMG name="book-2.png"] Думаю, если бы я арендовала обычное подвальное помещение, никто бы там не фотографировался Первые посетители выкладывали фото из магазина в инстаграме, их подписчики видели необычное место и приходили к нам. Так начало работать сарафанное радио, и оказалось, что в Краснодаре высокий спрос на культуру. В ноль я уже вышла. Старт был хорошим, но я выбрала не ту систему налогообложения. Я открылась на упрощенке «доходы» 6% и в итоге заплатила 33 000 рублей. Получилось, что деньги, которые я должна была отдать издательствам за книги под реализацию, я отдала налоговой. Как только я увидела сумму налогов, сразу побежала в налоговую и поменяла на вмененку, чтобы платить от квадратуры помещения. Я думала, что 6% с дохода — это нормально, а оказалось, нет. Если бы сразу выбрала вмененку, налоговой отдала бы 8000 рублей. Читать в «Деле»Как поменять систему налогообложенияЯ не только потакаю спросу, я его формирую «Кто знает эти книги?» — меня спрашивали при открытии. — Кто знает, к примеру, издательство Ивана Лимбаха в Краснодаре? Но я не только потакаю спросу, я его формирую. Это же культура. Независимый книжный отличается от сетевого тем, что владелец может продать книги любых авторов и издательств. А сетевые магазины принадлежат крупным издательствам и продают их книги. Условно «Читай-город», которым владеет Эксмо, всегда отдает приоритетную выкладку под свои книги, а для книг других издательств остаются нижние полки. Приоритетная выкладка — всегда для книг издательства, которое владеет магазином. Но я верила и верю, что есть люди, которым интересно покупать книги малоизвестных и независимых издательств здесь, в Краснодаре, и не ездить никуда с пустым чемоданом. [IMG name="book-3.png"] «Суфражизм в истории и культуре Великобритании» — книга издательства Ивана Лимбаха. Всегда радуюсь, когда заходят знатоки: «О, Лимбах, ничего себе!» Даже если таких придет 2-3 человека в год Я рассказываю посетителям магазина, что это за издательства, где здесь постмодерн, научпоп, где этнография. Просветительская работа идет каждый день. Но я стараюсь не ограничиваться одной стилистикой, чтобы каждый мог выбрать книгу для себя. [IMG name="book-4.png"] В моем магазине есть книги социологов, философов, исследователей, а есть авторы вроде Романа Бордунова — парня из твитера, над шутками которого я смеюсь Всего у меня здесь 20 издательств, почти у всех заказываю постоянно. На полках больше книг тех издательств, которые согласны работать под реализацию. Есть книги, за которые я плачу сразу, а риски беру на себя. Несколько раз я вкладывала деньги в то, что мне казалось крутым, но не пошло. Например, книги издательства «Ломоносов» стоят у меня до сих пор почти в полном составе. [IMG name="book-5.jpg"] Издательство «Ломоносов» выпускает в основном культурологические и исторические исследования, эти книги плохо продаются. Но заранее предсказать, что станет популярным у читателей, невозможно Необязательно не работать с крупным оптовиком, чтобы быть независимым магазином. Эксмо часто покупает права на книги, которые читатели ждут. К примеру, книгу «Бесконечная шутка» Уоллеса книжный мир ждал несколько лет. В итоге права на нее купило издательство «Эксмо», книгу перевели и выпустили тираж. То, что это книга Эксмо — не повод не завозить ее в мой магазин. Кто бы ее ни издал, главное — что она теперь есть на русском языке. Чтобы заказать у Эксмо по оптовой цене, нужно закупиться на 40 000 рублей — это половина моего месячного бюджета на покупку книг. Заказать три экземпляра нельзя. Но так работают не все издательства: например, у Индивидуума можно заказывать на 3000-6000 рублей. Издательство Сумма, с которой книги отгружают по оптовой цене Эксмо, но с ними я не работаю 40 000 ₽ Лабиринт 10 000 ₽ Пятый Рим 5000 ₽ Поляндрия 20 000 ₽ Синдбад 10 000 ₽ Оптовая цена издательств отличается для разных магазинов. Обычно, чем крупнее заказ, тем больше скидка от прайса, но так бывает не всегда. Две темные комнаты в подвале за 30 000 рублей Помещение я искала на Авито и на Яндекс-недвижимости. Нашла вариант: помещение на первом этаже, одноэтажный дом, переведено в нежилое, всё в порядке. Звоню по объявлению и хозяин говорит: «Слушайте, там же первый этаж и всё видно, я не поеду вам специально открывать — посмотрите через окно». А как я через окно посмотрю, какие там габариты, потолки и пол, есть ли туалет. «Слушайте, там же первый этаж и всё видно, я не поеду вам специально открывать — посмотрите через окно» Затем смотрела помещение в многоквартирном доме. Я думала, что новый жилой комплекс — беспроигрышный вариант. Оказалось, сдают подвальное помещение без проводки и интернета, потолка нет, туалета нет. Две темные комнаты в подвале за 30 000 рублей. Потом увидела объявление: частный дом в центре, первый этаж, отдельный вход. Дом был в жилом фонде, но собственник как раз переводил в нежилой, я готова была подождать. Встретились, я не успела ничего сказать, как собственник заявил: «Я вам помогать не буду, потому что книжный магазин — это провальный бизнес, ни копейки не дам». Не знаю, почему он решил мне об этом сказать, денег или помощи я у него не просила, наоборот хотела платить ему за аренду. Через полтора месяца он разместил в том доме маникюрный салон. Свое помещение нашла случайно. Здесь была редакция: две фуд-блогерши проводили званые ужины, бранчи, такая культурная тусовка. Меня пригласил знакомый, а я смотрю и понимаю, что они одни на этом этаже, а рядом еще три пустых помещения. Я спросила, сдаются ли пустые комнаты, и через два дня подписала договор аренды. «Спросила, сдаются ли пустые комнаты, и через два дня подписала договор аренды» [IMG name="book-6.jpg"] Здание было построено в 1909 году. В центре камин, он украшен плиткой и лепниной. Теоретически его можно затопить, но мы этого, конечно же, делать не будем [IMG name="book-7.jpg"] Лепнина на камине Здесь раньше была «Сударушка» — магазин тканей и торговое предприятие, которое занимается пошивом. Всё было обито тканью темно-зеленого цвета. Мы с мужем сняли ткань, аккуратно покрасили стены, чтобы не задеть лепнину и потолок — потом не восстановишь, заказали стеллажи и начали завозить книги. Люди приходят в книжный магазин поговорить Работа в книжном похожа на работу в баре. В студенческие времена я работала барменом, и в книжный, как и в бар, люди приходят поговорить. У меня есть покупатели, которые заходят не за покупками, а обсудить книги и побеседовать о жизни. Но в баре больше слушаешь, а здесь от меня ждут экспертизы, мнения и советов. [IMG name="book-8.jpg"] Иногда возникает ощущение, что на двери магазина появилась табличка «психотерапевт» Обычно из разговора вытекает рекомендация книги: в такой ситуации стоило бы почитать вот эту книгу. Человек верит совету, покупает книгу, а через месяц я получаю от него сообщение: «Спасибо за разговор, спасибо за книгу». Книга помогает человеку выйти из сложной ситуации, и он передает ее следующему читателю: подруге, знакомому. Ради этого я и работаю. [IMG name="book-9.jpg"] Постоянные покупатели знакомятся друг с другом, советуют книги новеньким, если я в этот момент занята К нам приезжают читатели из приморских городков и рассказывают, что с книгами там всё туго. Один «Читай-город», в котором цены в полтора раза выше, чем в том же магазине в Краснодаре, полупустые полки и запыленные книги. Иногда просят отправить книги почтой, и я отправляю, потому что для меня важно, чтобы у каждого был доступ к литературе. Думаю, что вывести магазин в ноль мне помогли три вещи: попадание в целевую аудиторию и личный подход к продажам. Не продавать книги, а вести диалог; ассортимент. Я сделала ставку на редкие книги. Редкие — это те, что не найти в обычных книжных магазинах Краснодара; место. Атмосферное старое здание в центре города с красивым камином. Фотографии читателей на фоне камина и книг разлетелись в соцсетях и помогли привлечь покупателей. Мне кажется, получать прибыль я начну через полгода, максимум через год. Планирую провести фестиваль для популяризации книжной культуры и рекламы. И расширять ассортимент, потому что, чем больше книг, тем выше вероятность, что посетитель найдет что-то для себя.