Голая правда Кирилла Серебренникова
Открывающийся ровно через месяц, 4 июля, 73-й Авиньонский фестиваль делает ставку на спектакль российского режиссёра, который не показали здесь два года назад из-за ареста автора постановки. Речь идёт о «прочтении» Кириллом Серебренниковым эротических фотографий китайского мастера провокаций Жэня Хана, взорвавшего культурную среду своими снимками в стиле ню. Никаких подробностей о том, как ведётся работа над спектаклем, а ведь до его премьеры осталось чуть больше месяца (16 июля), до сих пор нет. Дирекция фестиваля ни словом не обмолвилась о том, как артисты взаимодействуют с Кириллом Серебренниковым, которому по-прежнему нельзя по решению суда покидать Россию. При этом повторный срыв представлений будет настоящей катастрофой для фестиваля и его художественного руководителя Оливье Пи, вознёсшего творческие изыскания Кирилла Серебренникова на щит политических свобод, выходящих за рамки традиционного театрального искусства. Outside планируют показывать на сцене LʼAutre Scène du Grand Avignon во французском Ведене больше недели. Спектакль станет одним из главных проектов Международного театрального фестиваля, его доминантой и мощной кодой — серия показов завершится в день закрытия смотра (23 июля). Месье Пи сделал все возможное, чтобы интерес к этому спектаклю конвертировался в полные залы. Ведь в этом году на фестивале будет меньше спектаклей в основной программе ON, чем в прошлом году — 43 постановки против 47 в 2018 году. Французский режиссёр сохраняет интригу не только вокруг репетиционного процесса Outside в ожидании аншлагов, но и относительно бюджета нынешнего фестиваля. В прошлом году Пи хвастался, что фестивальная казна составила €13 млн, из которых 44% — это собственные доходы от продажи прав, копродукции, билетов, меценатская помощь. Впрочем, возможно, что интерес Оливье Пи к работам Кирилла Серебренникова продиктован вовсе не соображениями финансового характера, а личной симпатией к российскому режиссёру, в творчестве которого так много неожиданного, нетрадиционного в силу отсутствия у Серебренникова профессионального образования: он — самоучка, а его работы — это личная реакция автора на происходящее вокруг и проецирование этих переживаний на прошлое, историю. Режиссёр начал работать над спектаклем о Жэне Хане практически сразу же после того, как появилась информация о трагической гибели китайского художника и поэта, в феврале 2017-го. Участник более 70 коллективных и автор более 20 персональных выставок по всему миру постоянно подвергался цензуре у себя на родине, неоднократно сидел в тюрьме, но не захотел эмигрировать из Китая. Хан покончил с собой в Берлине, ему было 29 лет. На момент смерти в Музее фотографии Foam в Амстердаме проходила экспозиция Хана, а издательство TASCHEN выпустило книгу с его работами. Вся эта драматическая история вписывается в главную тему 73-го Авиньонского фестиваля, которую Пи обозначил как связь «поэтики с политикой». Встраивать спектакль Кирилла Серебренникова в эту формулу слишком банально, а тем более рассуждать, чего в работах режиссёра больше из этих двух, казалось бы, несовместимых вещей... Наверное, легче предугадать, насколько откровенными будут декорации спектакля с обнажёнными фигурами китайского романтика-бунтаря, для которого голое тело стало символом беззащитности человека против системы. Во что в итоге склеится постановка, которая по определению будет делаться дистанционно, благо у Серебренникова за два последних года несвободы накопился инструментарий в этом процессе. Обо всем об этом непременно расскажут западные критики. Но по законам жанра это будет очень субъективно, и каждый волен принимать или нет эти оценки. Но прошлые успехи Кирилла Серебренникова на этом проекте тоже стоит брать в расчёт. Ранее режиссёр участвовал в Авиньонском фестивале в 2015 году со спектаклем «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера и в 2016 году с постановкой «Мёртвые души». Серебренников признавался позже, что его тепло там встречали, в основном европейцы, русских на представлениях он не встречал. В прошлом году директор фестиваля Оливье Пи вместе с театральными деятелями из разных стран провели акцию в поддержку российского режиссёра. Теперь все с замиранием ждут его новой работы со многими неизвестными. Для справки: фестиваль в Авиньоне основан в 1947 году актёром и режиссёром Жаном Виларом. На сегодняшний день является крупнейшим ежегодным театральным форумом Европы. Среди премьер Авиньона разных лет — спектакли Мориса Бежара, Роберта Уилсона, Питера Брука, Кристофера Марталера, Антуана Витеза, Джона Ноймайера, Яна Фабра, Жозефа Наджа и другие.