Войти в почту

Фейковый «Чернобыль». Американская пропаганда против советских ошибок

Обойти по рейтингам сериал «Игра престолов», причем на самом пике его популярности, – это уже высокое достижение. «Чернобыль» возглавил зрительский рейтинг IMDb, взяв оценку 9,7 из возможных 10. Кстати, после выхода первых серий спрос на туры в зону отчуждения выросли на 40 %. Создатели мини-сериала относят его к жанру исторической драмы. В пяти сериях рассказывается о первых днях после техногенной катастрофы. Особое внимание уделено деталям: костюмы, декорации, транспорт – все как на старых советских фото- и видеопленках. Только вот подача традиционно голливудская: если АЭС горит ночью, то за этим обязательно наблюдают с моста полураздетые взволнованные женщины с грудничками на руках. Фильм сняли не свои. Своим Чернобыль не нужен Ростовчанин Василий Липов был бригадиром на стройке Чернобыльской АЭС, участвовал в ликвидации аварии. Многие годы после трагедии работал заместителем председателя общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» в Ростове-на-Дону. Жил в Припяти уже 8 лет на момент, когда случилась авария. Он рассказал «ФедералПресс», что зеваки на мосту, да еще с детьми на руках – это «чушь собачья». В ту страшную ночь жители Припяти спали в своих постелях, ни о чем не подозревая. Утром первое, что увидели, – скорые и что дороги моют каким-то странным составом. Паники не было. Дети вышли играть во дворы, потому что была суббота. «Я на тот момент был членом горкома, – рассказывает Липов. – Нас собрали на экстренное совещание. Там объявили: произошла авария, масштабы выясняются. Если бы не технические зарубежные станции, которые увидели повышение радиационного фона и заметили от взрыва толчок, колебание атмосферного воздуха и так далее. Если бы не они, то нас, 60 тысяч населения, похоронили бы, пока выясняли масштабы аварии». Об эвакуации объявили уже на следующий день. Василий Валентинович с обидой вспомнил, что людей тогда обманули. Сказали, что эвакуация будет временной, на 3 дня, а увезли навсегда. И тут же добавил, что по-другому и нельзя было эвакуировать народ, – потащили бы с собой все подряд, и тех 2000 автобусов, что стояли на подступах к Припяти, на всех не хватило бы. Вообще, обид у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС накопилось за 33 года, что прошли с момента трагедии, много. Основная претензия – это недостаточное внимание к ним власти. Теперь добавилась новая претензия: кино сняли не «свои», видимо, «своим не надо». Тем не менее, к картине, снятой на Западе, Липов и его коллеги заведомо относятся с долей предвзятости, хотя ее только собираются посмотреть. «После того как мы посмотрим, сможем прокомментировать, насколько он вообще достоверен. Это же «америкосы» делали. Проще всего обвинять людей, которых уже нет в живых, что они такие-сякие», – говорит Ляпов. Еще одна деталь, о которой рассказал ликвидатор, что первое, что сделали после взрыва энергоблока, – сняли табличку на АЭС. Там было написано, что это Атомная станция имени Владимира Ленина, а рядом стояла надпись «База-школа подготовки специалистов-ядерщиков». Так вот эта табличка была снята, потому что стыдно было, что персонал, который учил специалистов со всего СССР, оказался некомпетентным и допустил такое. «Чернобыль поставил крест на развитии Волгодонска» Авария на Чернобыльской АЭС унесла жизни сотен людей, нанесла непоправимый урон здоровью сотен тысяч и стала, по оценке экспертов, катализатором развала СССР. Страна понесла гигантские убытки на ликвидации последствий ЧС, а главное, было подорвано доверие к самой власти. «Ну на самом деле хороший вопрос они затронули в «Чернобыле» про роль информации в жизни. Лично на нашем развитии города Волгодонска (здесь расположена Ростовская АЭС. – Прим. ред.) не распад СССР крест поставил, а чернобыльская катастрофа. Это была основная бомба и основной гвоздь в крышку гроба нашей советской системы», – поделился с «ФедералПресс» житель «атомного города», волгодонский депутат Владимир Брагин. В городе-спутнике АЭС вообще по-другому смотрят «Чернобыль». Не потому, что в 13 километрах своя атомная станция, и не потому, что жители после взрыва многоквартирного дома в 1999 году не понаслышке знают, что такое трагедия. Здесь типовые здания и объекты культуры возведены по тем же проектам, что и в Припяти. Но главная боль многих местных – в том, что город, который задумывался по генеральному плану как крупный промышленный центр с населением в 500–700 тысяч человек, так и не был достроен. Ударники сразу нескольких комсомольских строек, попавшие в Волгодонск с надеждой на большое будущее, сегодня с грустью понимают, что они ошиблись. Волгодонск был построен в 1950 году сначала как поселок для строителей Волго-Донского канала. В 1973 году начато строительство нового завода – будущего «Атоммаша». Еще через 5 лет, в октябре 1977 года, был заложен первый фундаментный блок Ростовской атомной электростанции. Случилась трагедия в Чернобыле. Это посеяло панику среди местного населения. Город наводнили иностранные экологи, на акциях протеста против строительства АЭС стали зарабатываться политические очки. В итоге атомную электростанцию законсервировали. «Атоммаш» потерял свои производственные мощности из-за сильного падения спроса на оборудование для атомной энергетики, опять же, из-за аварии на Чернобыльской АЭС. В 90-х город пришел в упадок. Многие предприятия тогда развалились и «разворовались». Второе рождение Волгодонск получил, кстати, тоже благодаря атомной энергетике. В 2001 году был запущен первый энергоблок АЭС, и экономика пошла в гору. Правда, аэропорт и железнодорожный вокзал так не начали свою полноценную работу. Попасть в Волгодонск сегодня можно либо на автотранспорте, либо по воде. «Мы могли атомную энергию придумать, реки вспять пустить, а с информационной волной работать не умели. Власть не успела сообразить, что мир изменился, люди должны были знать правду, получать информационный поток. Им эту возможность не дали, и произошел через пару лет крах доверия к системе. Потихоньку этот слух по всей стране расползся, и это была последняя капля. И потом быстро пошли события, что мы живем в плохой стране. Техника у нас ненадежная, правительство наше – «говно», жизнь тоже, русские – «чмошники». Вся эта безнадега с идеологической, идейной и психологической точки зрения сыграла роль. Сериал на эту тему и об этом и снят», – говорит Владимир Брагин. «Чернобыль» понравился тем, как он снят, по визуальному ряду, признается волгодонец. С художественной точки зрения все подобраны почти идеально, даже «рожи не американские». Но диалоги прописаны нелепо. Русские так не говорят и не думают, отмечает Брагин. Нет ни мата, ни хоть какого-либо намека на неформальное общение. «Мы должны были фильм об этом снять сами, тем более, что возможности технические и художественные у нас для этого есть, – добавляет волгодонец. – Мы страна, которая больше всего от этой катастрофы пострадала, но и единственная в мире имеет опыт и знания по преодолению такой катастрофы. Наша отрасль развивается именно после катастрофы. Мы единственные ребята, которые все это на себе прочувствовали». «Наворотили чисто американское кино» Директор Института энергетических исследований в Киеве Дмитрий Марунич посмотрел четыре серии нашумевшего мини-сериала. Делясь своими впечатлениями с «ФедералПресс», отметил, что создатели «Чернобыля» «наворотили чисто американское кино», которое пропитано штампами о Советском Союзе и киноляпами. Забавным, на его взгляд, выглядит постоянное использование слова «товарищ», солдаты с автоматами за спиной в каждом кадре, а также подчеркивание роли КГБ в каждом втором эпизоде. Марунич не относит себя к поклонникам советской эпохи, но считает, что с задачей сделать документальное кино создатели «Чернобыля» не справились. «Как художественное кино пойдет. Как фильм, который пытался отразить дух эпохи и быть снятым по реальным событиям, я не считаю, что это удалось авторам. Там чисто американские штучки, которые мы видим в голливудских фильмах, у меня создалось однозначно такое впечатление. Я не враг американскому кино, но выглядит, конечно, не вполне адекватно. Есть огромное количество документов той эпохи, которые можно было использовать. А сделали пропагандистскую страшилку, чтобы выделить роль КГБ, плохой системы, негодяев, которые людей подталкивают к обману. А всех несчастных бросают прямо под нож. Развлекательное кино, не более чем», – поделился с ФедералПресс Дмитрий Марунич. Новую волну паники и негативного отношения к «мирному атому» такое кино посеять не может, считает эксперт. Хочется верить, что не с этой целью задумывался мини-сериал. Особенно в период нового расцвета атомной энергетики в России. Госкорпорация «Росатом» осуществляет строительство в России шести энергоблоков. Портфель зарубежных заказов включает 36 блоков. Еще ряд проектов находится на стадии переговоров. Многие атомщики сериал уже посмотрели, но позицию на этот счет коротко озвучил «ФедералПресс» пресс-секретарь концерна «Росэнергоатом» Андрей Тимонов: «Мы официально не комментируем сериал «Чернобыль». О событиях 1986 года, которые произошли на Чернобыльской АЭС, – мы постоянно о них говорим. Но есть большая разница между художественным фильмом и теми реальными событиями, которые произошли 26 апреля в 1986 году», – прокомментировал Андрей Тимонов.Фото: портал Министерства обороны России

Фейковый «Чернобыль». Американская пропаганда против советских ошибок
© РИА "ФедералПресс"