Такая разная любовь
Идея, впервые воплощённая в социальной сети, успешно переместилась в реальное галерейное пространство ровно год назад. Критериями отбора работ стали отнюдь не возраст, известность, заслуги и регалии, высшее образование или коммерческий успех авторов. Компетентная конкурсная комиссия смотрела на уровень мастерства, отдавая предпочтение свежему оригинальному взгляду на тему родного города. Дополнили экспозицию работы приморских мастеров из фонда галереи. Всего на выставке представлено более 70 картин 39 художников. Из виртуальности в реальность «Нарисованный Владивосток» - изначально авторский проект художника Валерии Валенской, он возник на просторах интернета в 2015 году. Это своеобразная виртуальная площадка с огромным количеством картин, объединённых темой одного города. Сама Валерия уверяет, что «группа не ставила перед собой каких-то общих формальных и идеологических требований, следования в одном художественном направлении. Художник свободен в выборе творческой манеры. Общее только - объект изображения. Мой город, как он видится именно мне. Не важен здесь опыт и уровень образования, продолжительность творческой биографии». Принцип творческой демократичности собрал грандиозное число участников. Правда, группа в сети - закрытая, идея «раскручивается» среди круга художников, в связи с чем цель - выйти на большую аудиторию, найти почитателей и потенциальных покупателей картин - сильно осложнилась. Впрочем, совмещение миссии художника и продюсера - редко даёт желанный эффект. Есть опасность поверить алгеброй гармонию. Адаптировать виртуальный проект к реальному выставочному пространству задумал заведующий залами галереи на Партизанском проспекте, 12 Сергей Заика. По его словам, выставка важна в первую очередь для дебютантов, для тех, кто выставляется впервые. Среди участников - художники, которых знают в богемных кругах, возможно, даже покупают в салонах, но ни одной персональной выставки у них не сложилось. Студенты, для которых продемонстрировать свои творения в залах главной галереи Приморья почётно и престижно. Именно они проявили особую заинтересованность в проекте, и за прошедший год уровень их работ серьёзно вырос. Самые достойные картины из виртуального вернисажа отбирали специалисты картинной галереи, в их числе - директор учреждения Алена Даценко, искусствовед Наталья Левданская. В городе у моря много характерных и узнаваемых символов. Стихия океана, сопки, корабли, старые улочки и кварталы... Задача творца, избегающего шаблона и пафоса - найти во всем многообразии сюжетов что-то своё, уникальное и неповторимое, увиденное и прочувствованное только им одним. Больше всех работ на выставке представила Елизавета Ленкова - в лёгкой акварельной технике она явила главные достопримечательности Владивостока - Миллионку, вокзал, Спортивную набережную, Арбат. Город художника - ветреный, воздушный, лирический герой. Появились на второй выставке и мосты: автору живописной картины «Золотая мечта» Елене Пономарёвой удалось поэтизировать архитектурный объект, который кардинально изменил облик современного города. Преподаватель художественного колледжа Александр Злотников запомнился на первой выставке серией картин, посвящённой автобусным остановкам, эстакадам и автомобильным развязкам. Художник остается верен урбанистическому направлению - небудничному и светлому. Оказывается, можно найти очарование и в бесконечном потоке машин. Особенно если смотреть со стороны. Такая разная любовь к маякам объединила несколько авторов выставки. Визитной карточкой стало полновесное реалистичное изображение Токаревского маяка Сергея Коновалова. Наталья Силютина показала всё тот же маяк в объятиях бушующей энергии солнца. Ну а если кому-то по душе добрый улыбчивый маяк-волшебник, убаюкивающий ребёнка-судёнышко - не пройдите мимо картины Ольги Ничипорук «Корабельная колыбельная». Все грани восприятия Для одних Владивосток - парадный и торжественный, для других - неуловимый и зыбкий. Полуразрушенные дома, разбитые лестницы, кривые оконные приёмы вызывают чувство грусти. А ещё это уникальная возможность сквозь столетия всмотреться в прошлое. Художники ищут и находят дореволюционный барак - обречённый дом под номером 13 с его обитателем, в деталях воскрешают роскошный Дом Панова, который стоял на месте здания театра имени Горького. Лишь одна деталь - красавец и гордость Владивостока парусник «Надежда» заставляет оживать и молодеть старинные кварталы. Поражает название картины «Старый фуникулер». Кажется, что его построили буквально вчера; и вот, пожалуйста, наш славный «фуник» - заслуженная старина. Художники путешествуют по историческим местам Владивостока, где не всегда приглажено и уютно. Тема одиночества сквозит в картине Александра Енина «Ещё февраль». Пожилая женщина из обледеневшего окна барака с отчаянием смотрит вдаль. Как будто это начало повести, романа или фильма - хочется надеяться, со счастливым концом. Кошки и собаки оттеняют бедные и ветхие уголки города. Кураторы выставки назвали настоящим открытием работы Светланы Фирюлиной, которая населила свой Владивосток домашними животными. Собака, выглядывающая из прорехи деревянной двери. Кошка, занявшая кем-то брошенный стул на фоне бетонной преграды и кованых ворот... а там вдали плещется море. «Шайка. Закоулочек Владивостока» - так называется творение Сергея Меренкова. Его коты и кошки на разбитой лестнице, полны достоинства и обаяния. Вот они, полноправные хозяева города! Как и две чайки, подцепившие на камне лимон на картине Виталия Уржумова. А когда-то здесь ходили тигры - напоминает колоритным эпическим полотном «Захватчики» Екатерина Кравцова. Город у моря состоит из вчерашнего и сегодняшнего дня, дня и вечера, солнца и тумана, времен года, похожих и непохожих ритмов и настроений. Из людей и машин, скрываемых за пеленой дождя. Из крыш хрущёвок-пятиэтажек, хаотично заставленных антеннами. Из фанатичных поклонников подлёдного лова. К слову, Сергея Заику особенно поразили миниатюры скромной участницы выставки Марины Башковой. Многодетная мама, экономист-переводчик, когда-то окончившая художественную школу, вдруг поняла, что пришло время вернуться к творчеству. На мой взгляд, её «Зимняя рыбалка» - яркий хит выставки «Нарисованный Владивосток». 39 художников, почти 80 работ. Без преувеличения каждый из них достоин внимания. Куратор выставки признался, насколько трудно было собрать в один смысловой экспозиционый пазл картины, каждая из которых - неповторима, словно отдельная планета. Выставка интересна разнообразием техник, сюжетов, склонностью авторов к эксперименту, многоплановостью. Рядом с новичками, поколением 20-ти-30-тилетних - имена художников, широко известных в России и за рубежом, представителей соцреализма и авангарда. Старших и опытных выставили не для противопоставления молодым. Да и как, допустим, яркого авангардиста Фёдора Морозова можно наделить менторской миссией? Просто совпало: нашлась в фондах галереи его картина «Город у моря 2», оказалась близкой общему духу экспозиции с образом гигантского, таинственного героя, города-странника - с его заливами и бухточками, кораблями и катерами, туманами и ветрами, контрастными переливами и внезапными озарениями. Фигуры людей застыли на берегу в немом ожидании. Кого они ждут? Родных и любимых, ушедших в долгое плавание? У моря погоды? Зритель волен сам объяснить смысл творений. Вглядываться, отходить от картины и снова приближаться, любуясь игрой цветов и оттенков. Открывать для себя новые грани восприятия искусства. Или равнодушно пройти мимо. ДОСЬЕ Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания, Москва. Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат Дальневосточного конкурса «Живая тайга» - 2018 КСТАТИ Выставка «Нарисованный Владивосток» проходит в залах Приморской картинной галереи на Партизанском проспекте, 12 и продлится до 7 июня.