Войти в почту

Иисуса не проведёшь: рецензия на сериал «Предприятие “Божий дар”»

Забавный криминальный сюр в духе братьев Коэн, где Бен Кингсли надирает всем задницу во славу божью. Предприятие 'Божий дар' Джеймс (Джимми Симпсон) угрюмый бывший пожарник, без цели скитающийся по стране после несчастного случая на работе. В одном из придорожных кафе его встречает некто Пол Аллен Браун (Дэймон Херриман), плут и мошенник, которому для его грандиозного плана как раз нужен человек без прошлого и будущего. Суть плана такова: Пол хочет, чтобы Джеймс отправился к его родителям-пасторам (Бен Кингсли и Джеки Уивер), втерся в доверие и обманом заставил их поехать в Мексику, чтобы там третий участник афёры (Луис Гусман) задержал стариков на пару недель. В это время Пол объявит их мёртвыми, а Джеймс, взяв личность Пола, заберёт наследство. Но всё, конечно, оказывается ещё сложнее, чем это звучит. Кадр из сериала Предприятие «Божий дар» От прочих сюжетов в духе "преступление, которое пошло не по плану" "Предприятие 'Божий дар'" отличает в первую очередь его очень специфичная интонация. Сама сложносочинённая афера здесь изначально звучит как какой-то избыточный конструкт, в котором многое недосказано и почти всё, как вскоре выясняется, не то, чем кажется. Хилый старик-священник оказывается брутальным сквернословом, мексиканский коп нытиком-тюфяком, а взятую напрокат личность неожиданно для её арендатора ищут за убийство маленькой девочки. Одним словом, великолепный план, просто отличный, если я правильно понял. Надёжный, мать его, как швейцарские часы. Кадр из сериала Предприятие «Божий дар» Сценарист Стив Конрад, известный по духоподъёмным драмам вроде "В погоне за счастьем" и "Невероятная жизнь Уолтера Митти", вдруг ушёл в пространство коэновского криминального сюра, тонкого абсурда "Фарго" и "Просто кровь". Его Нью-Мексико не столько реальное место, сколько лимб для всевозможных фриков, негодяев и прочих ярких личностей, место магии, жестоких окулистов, пеших космонавтов и мудрых техасских рейнджеров. Южная пастораль с её поэзией жухлой травы и оранжевых фильтров, флешбэки в гиперстилизованном ч/б Конрад строит для истории исключительно кинематографический хронотоп, работающий и живущий не по реальным законам, а по догматам драматургии: все персонажи обязательно с приветом, все диалоги "со смыслом", за каждым углом сюжетный поворот. Кадр из сериала Предприятие «Божий дар» На голову героя Симпсона сюжетные коллизии обрушиваются с абсолютно неприличной скоростью: кажется, ещё чуть-чуть, и на него ополчится вообще весь город с говорящим названием Пол-Акра. С каждой серией (их на данный момент вышло 2, всего будет 10) его импульсивное решение поучаствовать в сомнительной махинации стремительно ведёт к кафкианскому аду, которому, как водится, не видно ни конца ни края. Забрасывая зрителя не одной, а сразу десятком интриг разной важности, "Предприятие 'Божий свет'" на удивление грамотно справляется со всеми ими сразу, затягивая масштабную сценарную петлю вокруг, в общем-то, ничем того не заслужившей головы главного героя. Античная трагедия ни больше, ни меньше. И хотя Конрад далеко не Джоэль и не Итан Коэн он не всегда одинаково остроумен и иногда, пожалуй, чересчур театрален, его сериал имеет все шансы стать своеобразным "спящим хитом", если не выдохнется к концу сезона, не растеряет задор и безумную искорку. Он вышел в не слишком удачное время (людей до сих пор толком не отпустило после "Чернобыля") и вряд ли станет такой же массовой сенсацией, но оттого лишь приятнее будет сделать его своим личным маленьким открытием. В общем, надеемся и ждём.

Иисуса не проведёшь: рецензия на сериал «Предприятие “Божий дар”»
© Фильм.Ру