«Фабрика Станиславского» громыхнула и понеслась
7 июня открылся Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». Это затея художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея Безрукова. В Москву привозят «губернские», то есть не столичные, коллективы традиционной ориентации (на русский психологический театр). Награждают по итогам фестиваля не режиссёров – хватит им, демонам, славы, – а лучших артистов. Вполне благородное предприятие эта безруковская «Фабрика Станиславского». ЯСНОЕ дело, Сергей Безруков жизнью не обижен. Он у неё давно ходит в любимчиках. И собой хорош, и знаменит, и в браке счастлив, и свой театр имеется! Но любимчики всякие бывают – встречаются противные задаваки, надменные воображалы. Сергей Безруков не из таких. Он сам как будто смущён своим благополучием и улыбается по-прежнему роскошно, но словно бы виновато. Он очень хочет поделиться с людьми своим счастьем. Сделать так, чтобы вокруг него всё цвело и колосилось. А люди для Безрукова – это прежде всего актёры. Для их радости и торжества и придуман Летний фестиваль – и, конечно, для зрителя, который в основном и ходит в театр из-за актёров. Понятно, что имя Станиславского взято, чтобы уязвить демонов «Золотой маски» – вот, дескать, у нас будут те, кто верен Станиславскому, добротные психологические театры, без ваших модных извращений. Вместо угрюмой толпы экспертов «Золотой маски», которые обладают загадочным свойством пьянеть от помоев, афишу «Фабрики Станиславского» определяет один человек, арт-директор фестиваля театровед Ольга Галахова. И афиша составлена из хороших и отличных спектаклей. Много Петербурга: здесь и знаменитый молодой театр «Мастерская» Григория Козлова («Прошлым летом в Чулимске»), и остроумный «Ревизор» из репертуара театра «Суббота», и великолепные «Мещане» Горького в постановке Театра на Васильевском. Но нашлось место и для Перми (замечательный театр «У моста»), Екатеринбурга, Саратова, Минусинска... Само собой, сплошная классика: Гоголь, Чехов, Горький, Салтыков-Щедрин и прочие парни, чьи портреты до сих пор висят в школах и явно мешают человеку превратиться обратно в обезьяну. Кому из актёров достанется главный приз «Фабрики Станиславского», публика узнает 16 июня. Выбор богатый! Неизбалованные «губернские» актёры обычно играют вдохновенно, в полную мощь. Открылся Летний фестиваль преоригинальным образом. Автобусами гостей фестиваля привезли в Горки Ленинские, где в декорациях «кинодеревни» состоялась премьера музыкально-драматического эскиза «Капитанская дочка». По А.С. Пушкину, а чтобы всё было абсолютно ясно, Пушкин (А. Вардеванян), молодой, курчавый, улыбчатый, в очевидно прекрасном настроении, появился перед публикой и сел за письменный стол, готовясь к написанию своей повести. Загремела музыка Свиридова, распахнулись деревянные ворота, и зрители увидели кибитку, овеваемую театральным снегом. В небе тем временем шли на посадку самолёты – рядом Домодедовский аэропорт. За час представления было сыграно несколько фрагментов «Капитанской дочки», от встречи Петруши Гринёва с Емельяном Пугачёвым до штурма Белогорской крепости бунтовщиками. Все действующие лица соответствовали обычным представлениям о них – капитан Миронов был почтенным старцем, дочка его Маша – милой скромной девушкой, а коварный Швабрин усмехался именно что подло, как натуральный подлец. Большой внутренней энергией, «высоцкой» страстностью и недюжинным обаянием отличился Дмитрий Карташов, исполнявший роль Пугачёва. Но в общем самое сильное впечатление произвели спецэффекты – дело ж было на свежем воздухе. Когда Петруша приехал в крепость, его уже поджидал многолюдный оркестр. Во время штурма крепости раздались взрывы – не страшные, но внушительные. Пронеслась кавалькада из семи лошадок! Лошадки были бесстрашные, взрывов не боялись, но их копыта иногда тревожно скользили по помосту на авансцене. Горели факелы. Гремела музыка. В темнеющем небе безустанно летали самолёты, а также дрон какого-то телевидения. Короче говоря, «Фабрика Станиславского» громыхнула и понеслась! Музыкально-драматический эскиз по «Капитанской дочке», поставленный самим Сергеем Безруковым, возможно, сделан с прицелом на будущий спектакль, причём мюзикл. Пару арий нам предъявили – и одна, где Пугачёв рассказывает притчу об орле, показалась мне эффектной, но, может быть, это обаяние артиста на меня повлияло. Мюзикл по «Капитанской дочке» – нормальная идея, благодетель наш Пушкин умел работать не хуже самых современных либреттистов, и в его повести есть всё: молодые герои, любовь, война, крепкий сюжет и немножко политики. Но без спецэффектов, которые так украсили вечер 7 июня в Горках Ленинских, может не быть того бодрого и радостного впечатления, которое накрыло публику. Московский Губернский театр велик, но семь лошадок на его сцене не поместятся. Придётся актёру Карташову принимать на себя основную тяжесть производства впечатления! Что ж, афиша Летнего фестиваля занимательная и обильная. Конечно, я не могла упустить случай подколоть нелюбимую мной «Золотую маску», но вообще-то безруковский фестиваль не враждебен ей. Скорее – к ней дополнителен. Обращает внимание на отличные спектакли, почему-то не попавшие в афишу «Маски». Привечает актёров. Поддерживает определённое направление в театре. Как его назвать? Между собой некоторые зрители говорят так: «Ну, это... человеческий такой спектакль». Смутно? Непонятно? А вы походите в современный театр хоть полгодика – на исходе пытки вы прекрасно поймёте, что такое «человеческий спектакль»!