Короткий путь - от пера до зрителя
Это совместный проект краевого Театра молодёжи и известного приморского драматурга. Фестиваль представляет собой смотр читок, эскизов, спектаклей по произведениям российских и зарубежных драматургов. Его участники приехали из разных уголков России, Малайзии и Южной Кореи. Проект призван развить и укрепить культурные связи между театральными профессионалами Дальневосточного федерального округа и стран АТР, познакомить зрителей с современными тенденциями в театральном искусстве. Подробнее - в беседе с режиссёром проекта «The Дарам» Викторией КОСТЮКЕВИЧ. О пользе читок - Вопрос непосвящённых - «метадрама» - это термин? - Скорее составная штука, мета означает «после», поэтому дословно - «после драмы». Самое важное, что наступает после читки, перформанса, спектакля - дискуссия из зала, когда каждый человек сможет поделиться своим мнением, высказаться по поводу увиденного. Так зритель выносится на первое место. - Вы автор нескольких известных пьес, а ещё организатор читок в городе, и это было до «Метадрамы». Как вы думаете, почему этот вид репетиции, начало создания спектакля, стал отдельным жанром? Какой в этом смысл? - Сегодня в России, особенно в динамичных культурных центрах - Москве и Петербурге - за год выходит несколько интересных пьес современных авторов. Их можно найти в интернете, прочитать. Но до театров Владивостока произведения западных писателей и драматургов дойдут не скоро, да и местным авторам пробиться нелегко: у нас нет литературных институтов, школ драматургов, театральных критиков и режиссёров. Эта ниша не заполнена. В западных городах страны фестивали читок уже проходят лет двадцать. Этот жанр не требует долгой подготовки, мизансцен, костюмов и декораций. За три-четыре репетиции можно представить зрителям сюжет на достойном уровне.Это такой формат, над которым не довлеет режиссёр. Есть в чистом виде текст, и зритель воспринимает его абсолютно субъективно. Процесс создания спектакля происходит в голове. Самое важно здесь - быстрая реакция на новинки драматургии. К примеру, вчера вышла хорошая пьеса в Москве, а через несколько дней я могу её показать во Владивостоке. Не нужно ждать десятилетиями, когда её заметят в театрах. - Получается, «Метадрама» затеяна для того, чтобы ускорить процесс создания спектакля? Если понравится публике, театральным режиссёрам, всем, кто заинтересован в постановке? - Космическая цель «Метадрамы» - не сам фестиваль, а его последствия. Для того чтобы от читок и эскизов перейти к полноценным постановкам. Чтобы новые достойные пьесы вошли в репертуар театров. - На фестивале пьесы читают непрофессиональные актёры. А любители не справятся? - Такой опыт был во Владивостоке, собирали в библиотеке людей, далёких от театра, и просили читать пьесы. Через два года проект закрылся. Не любое прочтение хорошо. Нужно иметь профессиональные навыки чтеца, глубоко понимать текст - перед читкой обязательно происходит разбор произведения. - То есть, читка - более короткий путь от написанного произведения до сцены? - Скорее до зрителя, читка - демократичный жанр, её можно организовать где угодно - в заброшенных помещениях, автобусах, на природе... Современная пьеса ищет в первую очередь отклик зрителя. Точка на карте - Первый фестиваль «Метадрама» состоял сплошь из читок. На этот раз добавились эскизы, перформансы. Решили разнообразить идею? - Эскизы на фестивале представили московский режиссёр Талгат Баталов, питерские режиссёры Виталий Дьяченко и Дмитрий Волкострелов. Все трое приехали во Владивосток за несколько дней до начала фестиваля, с актёрскими группами, чтобы за короткий срок сделать некие наброски по пьесам, которые они выбрали сами. Это не просто читка - в эскизе могут быть указаны мизансцены, хотя текст, скорее всего, наизусть не учат. Талгат Баталов представил пьесу-победителя национальной премии «Золотая маска» «Человек из Подольска» - то ли слишком абсурдный, то ли слишком реалистичный сюжет. Друг приморского Театра молодёжи Виталий Дьяченко познакомил с пьесой-трагедией об эпохе фашизма «Анна Франк». Дмитрий Волкострелов показал эскиз по пьесе, о которой так много говорят, - «Россия. Владивосток. Карта и территория». В программу фестиваля включили и перформансы, которые я воспринимаю на чувственном уровне. Перчинкой события стал экспериментальный перформанс от малазийского режиссёра и драматурга Тун Джит Яна - на стыке пластического театра и цифровой инсталляции. Авторы рассуждают о сущности театрального действа. Классический театр показал на «Метадраме» приморский режиссёр Роман Колотухин. Любопытна читка и видеопрезентация документального спектакля «Я ещё не начинал(а) жить» режиссёра из Комсомольска-на-Амуре Татьяны Фроловой. Эта работа - исследование современного мира России. Много зрителей собралось на онлайн-конференции драматурга Ивана Вырыпаева, разговор транслировался, и каждый желающий смог задать вопрос человеку, который считается классикой современной драматургии. - На фестивале представлен и спектакль-променад по вашей пьесе «Рашн Лалабай»? В чём особенность этого жанра? - Мы провели зрителя по театру молодёжи, начиная с фойе и заканчивая двориком. Во время прогулки им встретились локации, где расположились персонажи пьесы. Это было весьма непросто организовать, всё-таки действие охватывает три эпохи. В создании постановки приняли студенты магистратуры «Цифровое искусство» ДВФУ. Без зрителя - нужно это или нет, не поняли бы. Мы получили разнообразный отклик, и это хороший стимул двигаться дальше. - А в целом как зрители реагировали на фестивальные действа? - Не было такого, чтобы пьесы категорически отвергались. Допустим, один человек может сказать: я не понимаю такой-то момент, другой ему отвечает - так в зале складывается диалог. У меня был потрясающий опыт: ставили пьесу в абсурдно-гротескном стиле, актёры только на последней репетиции поняли, что происходит. А зрителям было интересно. Знаете, именно на таких«странных» пьесах обсуждение получается ярче, зрители спорят, находят смыслы и подсмыслы. Когда образы сложные, есть над чем подумать. - Кто он, зритель «Метадрамы»? - Серьёзного исследования не проводила. В первую очередь это люди любопытные, которые стремятся узнать, какой ещё бывает театр, кроме академического. На первый взгляд кажется, что приходит больше молодёжи, хотя и старшее поколение билеты покупает. Что касается участников, то они представляют поколение драматургов, режиссёров, актёров - до 35 лет. - Есть ли темы, объединяющие современную драматургию? Я заметила, что многие пьесы фестиваля затрагивают проблему одиночества детей и подростков. Это тенденция? - Мы не подбирали на фестиваль пьесы по определённой тематике. В этом смысле мне больше запомнилась реакция детской аудитории на читку пьесы Юлии Тупикиной «Майя и Кощей» - о трудной девочке-подростке. Я думала, маленькие зрители через десять минут начнут уходить из зала. Ничего подобного! Слушали до конца, а после удивительно по-взрослому рассуждали о добре и о том, как девочка защищает парк около дома. И в сказочном подтексте разобрались, на сложные вопросы ответили. Зачем нужна драматургия? - На фестивале выступили театральные критики. Кому интересны лекции о современной драматургии? - Приехали очень известные люди в театральном пространстве. Найти их было весьма сложно - они постоянно в разъездах по России и миру. Их задача - ввести в контекст культурного события. Студенты института искусств, будущие филологи составили аудиторию лекций. - Одна из тем лекции «Зачем нужна современная драматургия»? Как бы вы ответили на это вопрос? Чем она современные драматурги отличаются от вчерашних? - Не знаю, по мне ничем особенным. «Вчерашний» Чехов был в своё время безумно современен, и его часто не понимали критики. Возникало много вопросов, почему Антон Павлович написал именно так? Вопреки существующим нормам стал избегать модных прощальных монологов перед самоубийством героя? Надеюсь, что те талантливые люди, что сделали фестиваль, в будущем станут классиками. Время покажет. И когда учитель литературы говорит детям, что Пушкин - наше всё, я не согласна. У нас много хороших писателей, ярких творческих индивидуальностей. Их трудно обобщить. А вообще, писательство - это состояние души. КСТАТИ Организатором фестиваля выступили Приморский краевой драматический театр молодёжи при поддержке Министерства культуры РФ и департамента культуры Приморского края. ДОСЬЕ Виктория Александровна Костюкевич, литературный псевдоним Викентий Брызь, родилась во Владивостоке. Окончила магистратуру ДВФУ по направлению «Философия». Автор пьес «Протуберанцы», «Возлюбить ближнего», «Рашн Лалабай» и других. «Протуберанцы» вошли в шорт-лист международного конкурса «Евразия-2013». Участвовала в Волошинском фестивале в Крыму, фестивале «Нето» в Карелии, «Эхо Любимовки» в Тольятти. Автор литературно-театральных проектов «The Драма» и «Метадрама».