Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

«Свою мечту я уже сыграл». Актёру Пятого театра Борису Косицыну - 50 лет

Не избежал этого и актёр омского Пятого театра . Он рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», какой из него вышел гусь, каково стоять у истоков создания театра и насколько наивны дети.
«Свою мечту я уже сыграл». Актёру Пятого театра Борису Косицыну - 50 лет
Фото: АиФ-ОмскАиФ-Омск
Диктат оправдан
, АиФ в Омске: Борис Олегович, ваша юность пришлась на беспокойное время перестройки и развала СССР. Как происходил поиск себя и становление актёра Косицына?
Борис Косицын: После школы думал поступать в какой-нибудь мос­ковский театральный вуз, но оказался в Новосибирске. Будучи школьником, занимался в театральной студии Светланы Жиденовой во Дворце культуры им. Малунцева. И к нам приехал педагог из Новосибирского театрального училища , чтобы отобрать перспективных ребят. Я оказался в числе замеченных мастером. Так и уехал в Новосибирск. Творческие туры на поступлении сдал легко и был убеждён, что прошёл. Когда все кинулись к спискам поступивших, я сидел в сторонке и играл в шахматы - настолько был в себе уверен.
Оказался на курсе режиссёра , который приехал из киевского Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки и возглавил новосибирский театр «Красный факел». Я отучился у Резниковича два года, так как режиссёр­ вернулся в Киев, и это была короткая, но серьёзная школа. После занятий в училище мы шли в театр и занимались, как мы это называли, психофизическим тренингом: это и сценическое движение, и ритмика, много ещё чего, до середины ночи. Репетировали какие-то сценки, пока не валились с ног от усталости. Мы танцевали рок-н-ролл по полтора-два часа без перерыва, и некоторые до того изнемогали, что танцевали на коленях, потому что не могли стоять.
- Не слишком жёстко действовал педагог?
- Жёстко. Тренингом с нами занимался , сейчас это известный режиссёр. Если что не так, парней ставил на кулачки отжиматься по 50 раз, девушки приседали на одной ноге. За пять часов тренинга получалось 500-600 отжиманий. Но думаю, такая диктатура была полезной.
- О сцене мечтали с детства?
- С восьмого класса, но не мечтал - просто думал. Сначала я хотел быть, как папа, энергетиком, потом загорелся идеей стать егерем, затем следователем. В школе неожиданно оказался на сцене: читал стихи, пел, принимал участие в театральных постановках. А в 10-м классе подумал: почему бы не стать артистом? И стал им. Возможно, будь у меня другое стремление, я также воплотил бы его в жизнь. В юности не всегда просчитываешь последствия своих желаний.
- Вы поступили на службу в новорождённый Пятый театр, без материальной базы, творческих наработок, традиций. Каково это - быть у истоков создания театра?
- В 1990 году я окончил училище, показался в омскую драму, ТЮЗ, но вакансий не было, поэтому год подрабатывал на предприятии. Кстати, неплохо зарабатывал, но душа просила другого. Пятый театр был создан в 1991 году, нас было всего девять артистов. Родоначальник театра, его первый художественный руководитель мне честно сказал: «У нас сейчас нет осветителей, радистов, монтировщиков, поэтому пока посиди на звуке, а там видно будет». Я какое-то время посидел, а потом мы начали репетировать сказку «Поющий поросёнок», в которой я получил роль волка. И всё завертелось.
13 мая 1991 года я официально поступил на службу в Пятый театр. Прошло 28 лет, и я могу сказать: горжусь, что стоял у истоков. Мы вместе с моими коллегами прошли многое, и я рад, что пронесли нашу дружбу через годы.
- В чём фишка Пятого театра?
- Фишек много, одна из них - наша ансамблевость. На фестивалях нам за это давали награды, дипломы. Мы были единомышленниками, соучастниками создания спектаклей. Сейчас ансамблевость стала проявляться в меньшей степени, что иногда огорчает.
- Вы сотрудничали со многими режиссёрами. Кто оставил наиболее яркий след в вашей душе?
- Каждый режиссёр - это отдельный мир, и не с каждым интересно работать. К примеру, кто-то даёт полную свободу творчества в создании образа, а есть диктаторы сцены. Сейчас актёры более самостоятельны в плане создания психологической составляющей своих персонажей, режиссёры только формируют рисунок спектакля. Раньше каждый образ был результатом совместной работы артиста и режиссёра. В этом плане мне безумно нравилось работать с Анатолием Праудиным - он поставил на сцене Пятого театра спектакль «Чудаки» по Горькому, булгаковскую «Зойкину квартиру» и «Женитьбу» Гоголя. Я был занят в этих постановках, но «Женитьба» стала любимым спектаклем - сбылась моя мечта сыграть экзекутора Яичницу.
«На сцене не должно быть фальши. Работать нужно честно, чтобы не было потом мучительно стыдно».
- Это художественные спектакли, но вы ещё заняты в экспериментальной постановке «Про город»...
- Может, и экспериментальной, но это не значит, что спектакль не художественный. Сначала я был настроен скептически. Когда мы прочитали пьесу - она всем понравилась, а стали репетировать - что-то не сходится. Многое переделали, что-то досочиняли. Мне спектакль нравится, и зрителям тоже.
Для детей и не только
- В репертуаре театра есть детские сказки. Вам нравится играть для детей?
- Много лет я отказывался играть в детских спектаклях, но однажды пришлось - в «Путешествии Нильса с дикими гусями». Оказалось, люблю сказки! И понеслось. Сначала сыграл гуся Мартина, затем появились воевода Полкан в спектакле «Летучий корабль», султан в «Восточной сказке». Детские спектакли - источник положительных эмоций.
- Для детей играть сложнее, чем для взрослых?
- Не думаю. Дети чисты и наивны, они верят в то, что видят. К примеру, мой сын долго верил в Деда Мороза, причём я сам приходил к нему в этом образе. Только когда он стал уж очень пристально и недоверчиво посматривать на меня, пришлось просить «дедморозить» своих коллег, чтобы не рушить веру в сказку.
- Только для сына были Дедом Морозом?
- Нет, я Дед Мороз со стажем: 28 лет новогодних утренников в детских садах. Физически это тяжёлый труд, но взамен получаешь заряд положительной энергии, и всё остальное становится неважным.
- Сын не желает создать актёрскую династию?
- Категорически нет. Ивану сейчас 11 лет, и он твёрдо уверен, что станет физиком-ядерщиком.
Никакой скуки
- Вы успели сняться в кино - в фильме «Так сложились звёзды»...
- Да, у режиссёра Снежкина. И это было смешно. Три дня снимался - в фильме остался маленький, но нервный эпизод. Я играл одного из членов правительства. Съёмки шли в Караганде. По сюжету члены правительства приехали на митинг - нам нужно было выйти из машины и пройти к сцене сквозь разгорячённую толпу. И когда мы шли, меня вытеснили в сторону - в людскую массу...
Знаете, страшно. Понимаю, что съёмки, всё понарошку, но в тот момент ощутил, насколько опасной может быть неуправляемая толпа. Фильм вышел в прокат, всё закончилось хорошо, я получил неплохой гонорар.
- Есть роль-мечта?
- Свою мечту я, пожалуй, уже сыграл. Это господин Яичница в «Женитьбе». На мой взгляд, я её хорошо сделал. И образ Аметистова получился интересным, были замечательные сцены с и (спектакль «Зойкина квартира». - Ред.). Мне как артисту было интерес­но создавать эти образы. Роль султана вообще сказочная - давно мечтал о такой.
Когда работали над постановкой, наш художественный руководитель спросил меня, как буду решать роль, и я ответил: «Лёжа». Со мной не согласились, но в результате вышло по-моему - султан в основном лежит, практически не двигается, а и , да и остальные молодые артисты «крутятся на пупе». Мне это нравится.
- Как долго длится работа над образом?
- Как правило, работа над образом не прекращается и после премьеры, роль обрастает подробностями и импровизациями.
- Что значит для театра идти в ногу со временем? Как актёру остаться на волне современности, не устареть?
- Классический театр, к которому все привыкли, исчезает. Сейчас театр пытается найти новые точки соприкосновения со зрителем, чтобы остаться интересным. Но было бы хорошо, находя что-то новое, не отказываться совсем от старого. А задачей актёров было и остаётся делать нескучные спектакли, чтобы зритель не засыпал - это главное.
- Лучший отдых - смена деятельности. Как отдыхаете?
- Лежу на диване (Смеётся.) Люблю путешествовать, сплавляться на лодках с коллегами-актёрами, рыбачить, ходить в походы. А ещё у меня есть дача, на которой тоже люблю бывать. Отдыхаю душой, когда что-то ремонтирую, строю, поливаю. Актёрская профессия тяжела физически, психологически, нужно уметь вовремя выйти из роли. К сожалению, это не всем удаётся. У меня получается - стою и поливаю из шланга клумбы и грядки.