«Вначале был режиссёр». В Лицейском театре Омска ставят Теннеси Уильямса

Несколько десятилетий назад в педагогике появилась методика «погружения», и её стали применять в российских вузах, а затем и в школах. Что означало это на практике? В расписание ставят всего два предмета вместо, скажем, шести или семи, и занятия идут только по этим предметам, пока не будет пройден весь курс. Сдан зачёт/экзамен, в расписании появляются следующие два предмета, в которые полностью погружаются ученики. «Ребёнок вырос» Теперь метод погружения пришёл и в театр. Время такое – приглашённый режиссёр не может жить в чужом городе два-три месяца: и график не позволяет, и средства. Поэтому в Лицейский всего на месяц приехала столичный режиссёр Виктория Каминская, которая и погрузила актёров в пьесу Теннеси Уильямса. К концу месяца, под занавес юбилейного четвертьвекового сезона, здесь дают «Трамвай «Желание» - пьесу с 70-летней историей, но отнюдь не потерявшую своей актуальности. Журналист «АиФ в Омске» побывал на репетиции и во время традиционного «Культурного завтрака», организованного «Омской правдой», получил возможность задать несколько вопросов режиссёру Виктории Каминской и исполнителю главной роли Евгению Точилову. Впрочем, первое слово худруку Лицейского. Сергей Тимофеев сразу заявил «Вначале был режиссёр. А потом появилась дорога, какую-то часть которой мы готовы пройти вместе». Как режиссёр Виктория Каминская поставила в Лицейском два года назад «Оркестр», который уже стал лучшей театральной работой прошлого года и осенью поедет в Тару на «Сотоварищи». Кстати, специально к приезду режиссёра спектакль поставили в репертуар, и Виктория с огромным волнением посмотрела его. «Нечасто, когда я заканчиваю работу, вижу еще раз своих «детей». Это отдельный трепет, когда через такое большое время, через два года, я могу оценить постановку заново. Каждая фраза вспоминается, за каждого дышится, и главное, чтобы артисты не видели, как трясутся руки, - призналась Каминская. – Ребёнок вырос. Артисты обросли какими-то характерами ещё больше, где-то углубили, где-то больше срезали. Я была горда тем, что это моё дитя». Что касается дороги, то вот как раз после «Оркестра» появилось желание сделать что-то ещё. Режиссёр вносила предложения худруку, он рассматривал, предлагал что-то своё, и вот так в результате появился «Трамвай». «У каждого режиссёра есть свой режиссёрский чемоданчик, в котором он хранит свои спектакли, которые хотел бы когда-то реализовать. И «Трамвай «Желание» одна из давних таких заготовок, которые я искала, где реализовать. Так постепенно и получилось то, что происходит сейчас на сцене», - рассказала режиссёр. Тропический нуар и саунд-треки По словам Виктории, вначале у неё родился жанр. Он обозначен в афише как тропический нуар. А после этого начали появляться сцены, характеры и даже саунд-треки. «Я начинаю после прочтения пьесы видеть какие-то вспышки, образы. То есть у меня что-то откликается внутри и я начинаю понимать – вот это близко, это особенно болит. Иногда цвета рождается в голове, - призналась Виктория. - Здесь после того, как я поняла, что хочу этот спектакль ставить, первым родился жанр - тропический нуар. В «Оркестре» было по-другому, он начал рождаться с музыки. Здесь от жанра и от цветов, характеров у меня уже нарастали какие-то мизансцены, а треки уже родились здесь, в Омске». В главных ролях будут Дарья Оклей (Бланш Дюбуа), Анастасия Максименко (Стелла, сестра Бланш), Евгений Точилов (муж Стеллы Стэнли Ковальский) и Александр Боткин (Митч). Евгений Точилов признался, что всегда оправдывает своего героя, иначе его невозможно сыграть. Так и в Стэнли он ищет положительные стороны и не считает его исключительно героем со знаком минус. «Мой персонаж настоящий, в нём очень мало наносного. Он такой первобытный человек, - говорит актёр. - В нём очень много физической силы, эмоций, в принципе ему всё понятно, в этой жизни у него всё разложено по полочкам. Он знает, что вот это моя женщина, я её люблю. Вот это моя работа, это мои друзья. И везде он твёрдо стоит на ногах. И поэтому всегда ставится лидером, потому что уверен в своих позициях. Но когда его начинают сбивать, воспринимают не как героя, он начинает возвращать свои позиции назад. Но до какой степени он может дойти, возвращая себя на пьедестал, я этого не принимаю». В заключение небольшого перерыва, устроенного в репетиции специально для журналистов, Виктория Каминская призналась, что в Омске ей работается легко и комфортно, и хочется здесь ещё что-то ставить. Как получится, покажет время. А пока премьера «Трамвая «Желание» уже 26 и 27 июня. И это единственный шанс увидеть премьеру до закрытия сезона. Следующий появится лишь осенью.

«Вначале был режиссёр». В Лицейском театре Омска ставят Теннеси Уильямса
© АиФ-Омск