Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Быль или «Чернобыль»? Почему американский сериал возмутил ликвидаторов катастрофы

Кадр из сериала «Чернобыль»Быль или «Чернобыль»? Почему американский сериал возмутил ликвидаторов катастрофыНочное небо озаряют ярко-оранжевые всполохи. Десятки людей целыми семьями покидают свои квартиры, чтобы посмотреть на необычное зрелище. С неба, кружась, падают белые хлопья. Люди радуются им, словно первому снегу, не подозревая, что эти «осадки» таят в себе смертельную опасность
Так начинается один из самых резонансных проектов последнего времени – сериал «Чернобыль». Американский многосерийный фильм не только заставил вспомнить крупнейшую техногенную катастрофу XX века, но и спровоцировал бурную дискуссию – что же в этом фильме правда, а что – сомнительная выдумка сценаристов?
Катастрофа мирового масштаба
Сериал «Чернобыль» компании HBO без преувеличения можно назвать кинособытием последних лет. Он вышел одновременно с долгожданным финалом «Игры престолов» и даже превзошел его в зрительских рейтингах.
В основе сериала – реальные события: авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Как отмечают те, кто уже посмотрел все серии, именно достоверность подкупает с первых же кадров. Унылые панельные хрущевки, маленькие кухни, отделанные плиткой, аскетичная мебель – чтобы воссоздать картинки советского быта, американские сценаристы пригласили консультантов из бывшего СССР и скупали мебель и антиквариат по всем странам Восточной Европы.
Сам сериал снимался хоть и не в Припяти, но в условиях, приближенных к реальности, – в Литве на закрытой Игналинской АЭС, построенной по тому же проекту, что и станция в Чернобыле. АЭС была закрыта в 2009 году – это стало одним из условий вхождения в прибалтийской республики. Там же, в Литве, была найдена и типовая панельная застройка, ставшая местом напряженного действия.
«Я считаю, что в таких проектах нет ничего важнее аутентичности!» – заявил режиссер Йохан Ренк, снимавший картину.
Само действие захватывает с первой же минуты и развивается по всем законам фильма-катастрофы. Происшествие на АЭС, которому поначалу не придают значения ни местные жители, ни работники станции, переросло в глобальную угрозу для всего человечества. Шаг за шагом перед зрителями открывается и масштаб бедствия, и ошибки тех, кто принимал решения, и героизм обычных граждан, участвовавших в ликвидации аварии.
Очевидцы чернобыльских событий признают – авторам сериала удалось достаточно точно воссоздать атмосферу тех дней. Конечно, не обошлось без бытовых ляпов – в сериале, например, герои не пьют, а «потягивают» водку. При том что купить её на месте аварии было практически невозможно. Единственное, что было доступно ликвидаторам, – это самогон, да и то в нём не было особой необходимости – от ужаса очень быстро наступало чувство «безразличия ко всему».
Или, например, академик Легасов ютится в обычной тесной двухкомнатной квартире. Хотя на самом деле он с семьей жил в загородном коттедже – академики в то время считались элитой.
Впрочем, если мелкие несостыковки лишь позабавили публику, то сам сериал расколол зрителей на два лагеря: тех, кто считает «Чернобыль» очень полезным, и тех, кто уверен, что его нельзя показывать ни при каких условиях.
После показа сериала «Чернобыль» количество туристов, желающих посетить зону отчуждения, выросло на треть.
Дикари или герои
Главный упрек сериалу – антисоветская и русофобская пропаганда, основанная на лжи.
«Если упростить сюжетную линию фильма до предела, то она будет похожа на пропагандистский плакат: «Бойтесь русских (украинцев, белорусов и прочих экс-советских граждан и их потомков), эти дикари коварны и непредсказуемы!».
Другой лозунг предназначен нам, бывшим советским людям, нашим детям и внукам: «СССР был империей грандиозной лжи и всеобщего страха!». Пожалуй, вбивание в наши головы этого старого пропагандистского тезиса для авторов «Чернобыля» и заказчиков сериала даже важнее», – заявил журналист Григорий Тельнов, сам побывавший тогда на месте аварии.
Он, как и некоторые другие ликвидаторы, считает, что вместо фильма о героях-добровольцах получилась история о запуганных властями и репрессиями «биороботах», которые готовы идти на ликвидацию аварии лишь под дулом автомата. В то время как на самом деле все были движимы одной целью – спасти людей и свою страну.
Отдельное возмущение вызвало то, как в сериале показаны военные.
«Вот он заходит, прапорщик, в деревню под Чернобылем, там старушка доит корову», – рассказывает председатель организации «Союз ветеранов чернобыльской катастрофы» Владимир Карпекин. «Он подходит к ней: у нас приказание, вы собираете вещи, уезжаете, здесь радиация Она молчит – слепая, не понимает, что происходит – продолжает доить корову. Он достаёт пистолет и убивает эту корову. Корова падает. Бабушка сидит, бедная. Это русский солдат так сделал? Это фашисты так делали! Такие детали – доказательство, что продолжается глобальная борьба в плане агитации. Делается всё, чтобы показать, какие мы плохие, страшные люди».
Не лучше в сериале изображены и многие представители власти, которые стремятся скрыть масштабы катастрофы и лишь в последний момент вспоминают о жителях.
Впрочем, как говорит непосредственный участник тех событий, генерал-майор Николай Тараканов, эти эпизоды в фильме появились небезосновательно. В частности, ответственность за задержку эвакуации, по его мнению, несёт зампред Совета министров СССР Борис Щербина.
«Ровно 36 часов народ не оповещали. И люди, конечно, работали. Школьники – все в школах. Шли свадьбы. Рыбаки шли на рыбалку. Я считаю, в этом вина лично – хоть я близко его знал – Бориса Евдокимовича», – заявил Тараканов.
Он также негативно оценил поведение в критической ситуации генерального секретаря , который даже не приехал на место катастрофы, а сидел в Москве в ожидании доклада, что «авария» и её последствия ликвидированы. «В нём не было мужского стержня», – констатировал генерал-майор.
А вот героические эпизоды с участием простых людей ни у кого не вызвали нареканий. Так, например, в одной из сцен трое сотрудников электростанции соглашаются спуститься в радиоактивную воду, чтобы открыть шлюз и предотвратить взрыв. На гибель идут и тульские шахтеры, которые должны прорыть туннель и создать пространство для охладителя. Под станцией настолько невыносимо жарко, что шахтеры снимают одежду и работают голыми.
Ликвидаторы признают: такие подвиги действительно имели место. Но воспринимались как нечто само собой разумеющееся – иначе было просто нельзя.
«Я никогда не считал ни себя, ни друзей, с которыми мы работали на месте аварии, героями, – говорит инженер Олег Соломеин. – Если бы мы были там вдвоем, или если бы там была только наша рота Но в ликвидации участвовали порядка 800 тысяч человек! Какие же мы герои? Мы были военнообязанные, выполняли спецзадание. Это была наша война. Но после того как я посмотрел сериал, я задумался о том, что каждый из нас сделал вклад в великое дело. У меня даже самооценка повысилась».
Тайна академика
Отдельную дискуссию вызвала судьба одного из главных героев сериала – академика Валерия Легасова. Участник комиссии по ликвидации, именно он в августе 1986 года в Вене на специальном совещании Международного агентства по атомной энергетике () докладывал всему миру, что же произошло в Чернобыле. А спустя два года после катастрофы Легасов покончил жизнь самоубийством. По ходу расследования причин аварии он делал записи на диктофон, и часть этих записей, как говорят, потом была утеряна
С эпизода смерти Легасова и начинается фильм. А дальше показываются события, которые привели к трагическому финалу. По сюжету, Валерий Легасов дает показания на суде, предоставляя свою версию причин катастрофы на Чернобыльской АЭС. После этого его задерживает КГБ, ему запрещают говорить с кем-либо об аварии и лишают награды за заслуги в ее ликвидации. Кроме того, лично Горбачёв вычеркивает его из списка представленных к званию Героя Социалистического Труда.
Впрочем, сам Михаил Сергеевич назвал этот эпизод выдумкой. А вот близкие Легасова до сих пор уверены – ученого погубила система. В последние годы он подвергался настоящей травле, причем даже со стороны своих коллег. Сказались и последствия лучевой болезни – Легасову с каждым днем становилось хуже, и он прекрасно знал, что ждет его дальше
Как бы то ни было, его история органично ложится на сюжетную канву, в которой главное на самом деле одно: судьбы чернобыльских героев, которые спасли миллионы человеческих жизней, часто – ценою своей.
Лариса Плахина
«Новое дело»