Зулейха «открыла глаза» на сцене оренбургского драмтеатра 

Зулейха «открыла глаза» на сцене оренбургского драмтеатра
Фото: ProOren
В Оренбурге продолжается фестиваль «Гостиный двор». В завершение первой недели театрального марафона Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури представил оренбургским зрителям спектакль «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману-бестселлеру.
Это произведение стало дебютом писательницы в литературе и вызвало большой интерес у читателей. В основе романа лежит история о раскулачивании зажиточных татарских крестьян в 30-е годы прошлого века и ссылке переселенцев в Сибирь. Прототипом главной героини Зулейхи стала бабушка писательницы, однако сама история ее жизни собирательна и соткана из рассказов людей, ставших свидетелями тех непростых времен. Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури стал первым и единственным, кому автор романа доверила его постановку на театральной сцене. В ноябре 2017 года состоялась долгожданная премьера, а на днях постановку увидели оренбургские зрители.
Артисты сыграли спектакль на башкирском языке, но зрителей обеспечили синхронным переводом. Тем, кто не читал книгу, но внимательно следил за репликами героев, не составило особого труда вникнуть в сюжет и верно интерпретировать происходящее на сцене. Режиссер постановки включил в постановку важнейшие эпизоды, описанные в книге, а благодаря некоторым театральным приемам ему удалось даже эффектно их сочетать. К примеру, сцены, где Зулейха с еще живым мужем прячут от красноармейцев мешки с зерном, пока те стоят позади как явственная угроза того, что скоро произойдет.
Подчеркивали тяжелую обстановку, в которой происходили основные события, простые декорации. На сцене стояли лишь деревянные подмостки, которые по ходу развития сцен становились то домом, то тонущей баржей с переселенцами, то лесным пригорком. Впечатляющим моментом стало появление под куполом театра проекции фресок, напоминающих Сикстинскую капеллу. Фишками постановки стали и сцены, которые режиссер переместил со сцены в зрительный зал. Таким образом, с самого начала камерность обстановки обеспечила еще большее погружение в «ткань» спектакля.
Весьма гармонично существовали в этом антураже актеры. При всей тяжести происходящих событий герои умудрялись шутить и изящно выходить из двусмысленных ситуаций. Своеобразный башкирско-татарский юмор постановки оренбургским зрителям пришелся по душе.
Примечательно, что с самого начала герои спектакля ходили с серыми лицами, замазанными глиной. По ходу развития событий Зулейха и Игнат смывают ее, остальные так и остаются погруженными в серое существование сибирских каторжников. Реальные события и сны главной героини переплетаются, и порой становится сложно отличить одно от другого.
По окончании спектакля зрители аплодировали стоя. Аутентичная постановка пришлась по душе зрителям всех национальностей, находящимся в это вечер в театре. Оренбуржцам предстоит увидеть еще две тюркоязычные постановки — «И это жизнь?» Татарского академического театра и «Отелло» академического казахского музыкально-драматического театра. Подробнее с афишей фестиваля можно ознакомиться здесь.
Видео дня. Какими были первые роли известных советских актеров
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео