Плакат как «зеркало» спектакля. Как создаются театральные афиши?
Представьте себе театральную выставку. Скорее всего, вам на ум пришли костюмы (не зря говорят, что театр начинается с вешалки), реквизит, макеты декораций. А вот сотрудники Иркутского областного краеведческого музея решили сделать театральную выставку по-своему и вывесили у отделения «Окно в Азию» то, с чего действительно начинается театр для многих зрителей, – афиши или, как называют их профессионалы, – плакаты. Выставку открыли 5 июня. На театральных тумбах – 20 плакатов драматического театра имени Охлопкова, притом как тех спектаклей, которые зрители могут увидеть в драме сейчас, так и уже ушедших в архив. Среди них, например, «Сны Ермолая Лопахина», поставленные в 2007 году, и «Соло для часов с боем» 2004-го. «Колчак» и куклы-двойники Как говорит заведующий экспозиционным отделом «Окно в Азию» Сергей Норвайшас, афиша –отдельный экспонат театрального дела, для историков – это достоверный документ, точный и беспристрастный, иногда даже более объективный, чем мемуары и воспоминания современников. Плакат даёт информацию о репертуаре, составе труппы, рассказывает истории о сценической жизни пьес. «Афиши, которые гости могут увидеть на нашей выставке, настоящие, их не печатали специально для экспозиции. Раньше они висели в самом драматическом театре, откуда мы их и «изъяли», – говорит сотрудник музея. – Мой взгляд, конечно, сразу упал на плакат спектакля Геннадия Шапошникова «Колчак» с портретом неподражаемого Георгия Тараторкина, народного артиста России. Он был настолько органичен и восхитителен в роли адмирала. Неудивительно, что постановка пользовалась популярностью не только у нашего зрителя, она собирала аншлаги на гастролях, притом и за рубежом. Колчак для нашего города, конечно, тема брендовая, и мне она особенно близка, я специализируюсь на ней как сотрудник музея: вожу экскурсии по колчаковским местам. Все желающие могут посмотреть выставку абсолютно бесплатно – тумбы с афишами выставлены прямо в 130-м квартале и будут стоять там до конца июня. Иркутянка Алла Мелихова, которая шла мимо и заинтересовалась экспозицией, говорит, что её внимание привлёк плакат спектакля «Прекрасные люди» – на нём на фоне веток деревьев с фруктами изображены куклы. На самом деле они были персонажами постановки, премьера которой состоялась в феврале 2012 года. Томский режиссёр Сергей Филиппов, который поставил пьесу, называл «Прекрасных людей» фантазией по мотивам комедии Тургенева «Месяц в деревне», он придумал создать для каждого героя куклу-двойника. Их в начале спектакля расставляла по саду главная героиня – жена богатого помещика Наталья Петровна. Сейчас необычный спектакль тоже в архиве. Образные против безОбразных Уже без малого 30 лет большинство плакатов для иркутского драмтеатра создаёт его главный художник Александр Плинт, которому в 1993 году присвоили почётное звание «Заслуженный деятель искусства России». В этом же году он оформил для охлопковцев первый спектакль – «Вишнёвый сад», а потом ещё шесть лет приезжал в Иркутск как приглашённый художник, основная работа и дом у Плинта тогда были в Абакане. «Первый плакат, который я создавал для драматического театра? – повторяет вопрос художник. – Наверное, это была «Утиная охота», потом – «Ромео и Джульетта». Тогда они были ещё рисованные: всё делали от руки, каждый цвет накладывали отдельно... Это сейчас всё стало проще – технологии. Но и сейчас работа над визуальным оформлением спектакля, в том числе над афишей, начинается в прямом смысле с руки мастера». «Обычно я начинаю с почеркушек – набрасываю эскизы, изображаю, что бы мне хотелось видеть на плакате. Наброски дорабатывают мастера из нашего дизайнерского цеха. Потом мы обсуждаем результат, правим и выносим коллегиальное решение. В этом, кстати, обычно принимает участие и режиссёр. Это командная работа, и идёт она обычно параллельно с созданием самого спектакля. Я иногда говорю дизайнерам: «Девчонки, почитайте пьесу и потом обсудим», – рассказывает художник. – Театральный плакат – это отражение того, что мы в итоге хотим увидеть на сцене. Он должен не просто цеплять зрителя: образами, пятнами цвета, шрифтами, но и передавать настроение, эмоции того, что будет на сцене». Рассуждая над тем, чем хорошая афиша отличается от плохой, Александр Плинт говорит: «Кому нравится попадья, кому попова дочка - дело вкуса. Хотя есть плакаты безОбразные, когда на афишу просто «лепят» фотографии звёзд, которые в постановке задействованы, не пытаясь передать того, что именно эти звёзды хотят сказать зрителю. Образная часть, как мне кажется, немного отошла назад, на первый план вышла часть иллюзорная. Может я ретроград, но мне кажется, что такой плакат не отражает театральной действительности». Художник говорит, что не может выделить какую-то одну свою работу, как наиболее удачную. На вопрос, какой спектакль из оформленных им нравится ему больше других, он всегда отвечает: «Последующие». То же самое и с афишей. «Последующие всегда лучше предыдущих. Иногда смотришь на то, что давно сделал, и думаешь: вот здесь по-другому надо было. Но всё равно из всех плакатов, которые мы создаём, образуется лицо нашего театра. И лицо, как мне кажется, красивое: ведь мы стараемся хорошо преподать свою продукцию для нашего по-настоящему хорошего зрителя», – делится художник.